Машина может выйти из строя из-за различных поломок. Неисправности бывают электрическими и механическими. Также в процессе работы агрегата могут возникать аварийные ситуации. В этой статье рассмотрим основные виды неисправностей электродвигателей. Такие неисправности бывают электрическими и механическими. Ниже рассмотрим каждый из видов.
Электрические
Такого рода поломки обычно связаны с состоянием обмотки. Они подразделяются на такие виды:
- Замыкание между витками. Такое нарушение обусловлено тем, что изоляция в пределах одной обмотки приходит в негодность. Вероятные причины – перегрев обмотки, некачественная изоляция либо ее износ под действием сильной вибрации. Заподозрить такую неполадку можно по сильному нагреву двигателя. Также на неполадки указывает уменьшение момента на валу. Для межвиткового замыкания характерно увеличенное количество тока по одной из фаз в сравнении с двумя другими.
- Замыкание между обмотками. Неполадка возникает при их смещении, обусловленном действием вибрации или механического воздействия (в частности, удара). Такое нарушение, при отсутствии необходимой электрической защиты, может спровоцировать короткое замыкание с последующим возгоранием.
- Замыкание обмотки на корпус. Электродвигатель может не прекращать работать, если это происходит, но такое положение очень опасно из-за фазного напряжения, под которым будет находиться потенциал агрегата.
- Обрыв обмотки. Если он происходит во время работы двигателя, происходит резкое падение мощности. Агрегат перегревается. Если присутствует правильно выполненная защита, двигатель отключится из-за повышенного тока по другим фазам.
Большая часть перечисленных поломок устраняется путем перемотки агрегата.
Механические
Неисправности электродвигателя часто связаны с его конструкцией. К ним относятся:
- Проблемы с подшипниками. Обычно это их трение или износ. Заподозрить такую неисправность можно по повышению шума и вибрации агрегата в процессе работы. В таком случае необходимо заменить подшипники электродвигателя. Если этого не сделать, то произойдет перегрев и резкое снижение производительности двигателя.
- Проворачивание ротора на валу. Проблема возникает, если ротор вращается в магнитном поле статора при неподвижности вала. Чтобы устранить неполадку, нужно зафиксировать ротор.
- Зацепление ротора за статор, возникающее при механическом повреждении подшипника, их посадочных мест или корпуса двигателя. Такая неисправность может стать причиной повреждений обмотки статора. Ремонт в данном случае практически бесполезен.
- Повреждение корпуса двигателя, вызванное ударами, чрезмерными нагрузками, неправильным креплением либо непосредственно связанное с низким качеством двигателя. Ремонт в этом случае требует времени и трудозатрат из-за необходимости соосной установки подшипников сзади и спереди.
- Проблемы с крыльчаткой обдува (проворачивание, повреждение). При таких поломках двигатель будет продолжать работу, но он будет сильно нагреваться. Это сказывается на длительности его эксплуатации. Проворачивающуюся крыльчатку нужно закрепить при помощи стопорного кольца или шпонки либо же выполнить ее полную замену.
Возможные аварийные ситуации во время функционирования двигателя
Иногда во время работы электродвигателя возникают неисправности, не связанные непосредственно с его конструкцией. Они оказывают значительное влияние на его работу, параметры, срок эксплуатации. Чаще всего такие аварийные ситуации связаны с повышенной механической нагрузкой и увеличением тока. Это может быть:
- повышение нагрузки на валу в результате заклинивания привода либо приводимых механизмов;
- изменения в напряжении питания в результате проблем питающей сети, внутренних проблем привода;
- пропадание фазы в любой области участка питания двигателя;
- нарушения в системе охлаждения из-за повреждения крыльчатки двигателя либо сильного повышения внешней температуры.