живопись по сырой штукатурке красками

Живопись по сырой штукатурке водяными красками

Содержание

живопись по сырой штукатурке красками

Настенная живопись водяными красками по сырой штукатурке: оригинальный декор для любителей эксклюзива

Находясь в старинных храмах на экскурсиях, просматривая фильмы об Испании, Италии, Греции и Египте, мы поневоле задерживаем свой взгляд на искусно выполненных фресках.

Удивительное искусство росписи на стенах когда-то было распространено повсеместно, отыскать фрески можно во Франции, Германии.

На Руси данное направление в искусстве возникло еще до того, как из природного камня начали строить здания.

На сегодняшний день живопись по сырой штукатурке вновь ожила, и благодаря ей ваш дом может стать предметом зависти многих владельцев соседних домов.

Секреты мастеров живописи по штукатурке

Многие из нас скажут в недоумении: «Зачем мне нужно знать секреты росписи на штукатурке, если есть профессиональные художники, которые выполнят это наилучшим образом?». Нет, оно так в принципе и есть, но представьте, что мастер отделал ваши стены великолепным узором, получил плату за свой труд, а вы теперь любуетесь изо дня в день результатом такой работы.

Проходит год, и фреска начинает лопаться, кое-где осыпается, а мастер уверяет вас, что данный вид отделки поверхностей стен недолговечен. И только после этого вы узнаете, что стены необходимо подготавливать заранее особым образом еще до нанесения на нее штукатурного раствора. Не обидно?

живопись по сырой штукатурке красками

Но это будет только начало подготовки стен к росписи.

После предварительного увлажнения наносите раствор штукатурки, представляющий собой грубый известковый раствор с обязательным компонентом — крупным песком. Также в состав смеси добавляется измельченная солома и мелкая крошка битого кирпича. Теперь все это наносите на стену слоем 2-4 см без затирки так, чтобы поверхность стены осталась неровной и грубой.

Вы можете только постучать по штукатурке бутылкой для уплотнения и сцепки со стеной, а после нанести царапины для лучшей притирки последующего слоя (стена должна выглядеть как будто «в косую клеточку»).

Таким образом, нанесен первый слой штукатурного состава.

Последний, окончательный слой, в 1-3 мм толщиной, должен содержать в своем составе кварцевый песок, только без присутствия измельченной соломы с кирпичом. Наносите последний слой состава небольшими участками до 1 кв. м, чтобы роспись по сырой штукатурке успевала высыхать (3-5 часов).

живопись по сырой штукатурке краскамиНастенная живопись водяными красками по сырой штукатурке

По окончанию данного времени оштукатуренная таким способом поверхность возьмется кристаллической корочкой и краска прекратит впитываться.

Сущность росписи

В древние времена из-за быстрого подсыхания штукатурки художникам приходилось действовать очень быстро, а сегодня такая роспись допускает вдумчивость и неспешность.

Каким же образом? Для этого потребуется разрезать рисунок на отдельные части, одинаковые по размерам подготавливаемого для работы участка на один сеанс живописи. Далее вы переносите контур эскиза на только нанесенную штукатурку при помощи иглы методом выдавливания.

Есть второй способ перенесения рисунка на стену, используя методику припорашивания: прокалываете иголкой дырочки по контурам рисунка, при этом остаются следы на свежей штукатурке. Если хотите, чтобы основа для нанесения изображения была белой, как лист бумаги, можете нанести немного разбавленного известкового раствора на чистовой грунт.

живопись по сырой штукатурке краскамиЖивопись по сырой штукатурке, фото

Когда вы нанесли контур рисунка на чистовой участок, начинайте работу мягкой кистью, слегка прижимая ворс, чтобы не повредить тонкий штукатурный слой.

Но и толстый слой краски совсем недопустим, так как она не сможет впитаться в штукатурку и потом, после полного высыхания, обязательно осыплется и растечется. Так что запомните все эти моменты и повнимательнее следите за процессом работы.

живопись по сырой штукатурке краскамиОригинальные варианты использования комбинированных обоев для зала — еще один способ креативной отделки стен в комнате. Убедитесь сами!

О правилах выбора и размещения фотообоев, расширяющих пространство, со старинными улицами, улочками, читайте в этой статье.

Альтернатива живописи на сырой штукатурке

Техника расписывания сырой штукатурки довольно своеобразна. Сначала накладывают светлые краски в тех местах, что предусмотрены на рисунке, потом средние оттенки, а на заключительном этапе — самые темные. Затем мастер приступает к работе в обратном порядке: красит сперва темными красками, потом наносит средние оттенки, а уже в конце — светлые.

Отчего же все так сложно? Дело в том, что по мере своего продвижения от светлого тона к темному мастер дает время светлым краскам впитаться в штукатурку, а потом, двигаясь в обратном направлении, наблюдает, где поблекли светлые тона, чтобы при необходимости подкрасить поврежденные участки.

Когда требуется некоторые участки выполнить в бледном цвете, к примеру, для изображения туманной дымки, в краску добавляют известковые белила, хотя они в малых количествах присутствуют во всех красках, предназначенных для росписи на стенах и служат для лучшего закрепления.

живопись по сырой штукатурке краскамиЖивопись по сырой штукатурке

Когда мастер завершает роспись, а штукатурка почти подсохла, незаполненные зоны чистового грунта осторожно срезают с предыдущего слоя наружу.

Следующий новый участок чистого слоя накладывать аккуратно и вплотную, чтобы швы не были заметны.

живопись по сырой штукатурке краскамиЧитайте о том, как можно использовать искусственный камень в интерьере: фото с образцами готовой каменной отделки докажут даже скептикам прелесть и привлекательность такого оформления интерьера.

Фото квартир-студий после отделки можно посмотреть тут.

Ознакомиться с нюансами обустройства интерьера кухни-гостиной в современном стиле можно по адресу: http://prostilno.ru/komnaty/zal/v-sovremennom-stile.html

Живопись по штукатурке требует большой аккуратности и внимательности, так как потом переделать поврежденный участок фрески будет невозможно, можно будет только либо вносить исправления, если возможно, либо начинать все снова.

Живопись на сухой штукатурке – совсем иная технология, используется крайне редко. Это совсем неплохая альтернатива, так как чистовой слой можно наносить сразу на весь участок стены, а увлажнять только в той зоне, где будет проводиться роспись. А раствор здесь потребуется особый – известковое тесто плюс 10% водного раствора казеинового клея. Получается жидкая смесь, похожая на молоко.

Для живописи на сухой штукатурке можно использовать любые краски – клеевые, масляные, но идеальна в использовании темпера.

Профессиональные мастера древних времен пользовались темперой, изготовленной собственноручно, но сегодня секреты по ее приготовлению утеряны. Да они и не нужны, ведь на сегодняшний день существует большое количество способов росписи по штукатурке.

Предлагаем для вдохновения посмотреть галерею фото фресок — настенной живописи:

Роспись по сырой штукатурке

Последняя бука буква “а”

Ответ на вопрос “Роспись по сырой штукатурке “, 6 букв:
фреска

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова фреска

“тайная вечеря” как вид живописи

Роспись стен в храмах

Святая живопись на стенах храма

Живопись по штукатурке

Роспись красками по сырой штукатурке

Церковная настенная картина

Живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде

Определение слова фреска в словарях

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
фрески, ж. (от ит. fresco – свежий, сырой) (живоп.). Картина водяными красками, нанесенными на свежую штукатурку. Древние фрески новгородских церквей.

Примеры употребления слова фреска в литературе.

Стены часовни украшали фрески работы фра Анджелико, выполненные в 1447-1449 годах от Рождества Христова и представлявшие собой квинтэссенцию простодушия и невинности.

На третьей фреске Анжу увидел чудовищные сцены, происходившие на фоне панорамы Лиона, на четвертой был изображен объятый безумием Руан.

Тщательное изучение грузинской литературы, памятников материальной культуры, архитектуры старинных монастырей и замков, фресок, орнаментов и миниатюр помогло писательнице выработать ясное представление о духе времени, о материальном облике эпохи, о ее людях – персонажах своего будущего произведения: Овладев всем этим материалом, в 1922 году, когда семья Антоновских переехала на постоянное жительство в Москву, писательница вплотную приступила к работе над романом.

Пока придворная дама ходила за кошелем, Робер Артуа, забыв на время свои заботы и козни, огляделся вокруг – стены высокой залы были покрыты фресками на библейские сюжеты, резной дубовый потолок имел форму шатра.

Наши чадские друзья связали вместе снопы папируса в несколько слоев, цепляя множество коротких веревок одна за другую, и хотя нам под конец удалось все-таки убедить их надставить высокий ахтерштевень, соответствие египетским фрескам было лишь внешним.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Живопись по сырой штукатурке — искусство у вас дома

Периодически, прогуливаясь по улицам городов давней постройки, заходя в храмы или просто смотря фильмы, наш взор упирается в произведения искусства, которые выполнены прямо на фасадах зданий или внутри помещений на стенах и потолках. Данный стиль росписи называется живопись по сырой штукатурке или фреска. Данный тип живописи берет свое начало еще со второго тысячелетия до нашей эры, так как во время Эгейской культуры люди уже начинали роспись, только красками, где в качестве связующего вещества использовали казеин или клей.

живопись по сырой штукатурке красками

Техника была похожа на «а секко» или стенная живопись по сухой штукатурке. Материалы в то время были легкодоступными, техника довольно проста, а долговечность и практичность изделий сильно повлияли на популярность фресковой росписи в античный период. В период зарождения и процветания христианства роспись по штукатурке приобрела популярность в украшении внутренних и внешних стен каменных храмов и соборов. В Древней Руси роспись по стенам была смешанной. Роспись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой росписи (верхние прописки и фон) с разнообразными связующими материалами (животные, растительные клеи и яйцо). В период эпохи Возрождения владение искусством фрески стало основополагающим в измерении мастерства художника. Именно в это время в Италии фреска достигла наивысшей грани своего развития.

Виды техники письма по штукатурке

живопись по сырой штукатурке красками

В Италии с давние времена после принятия решения по структуре и композиции письма и полного выполнения эскиза, делался макет из картона. На нем художник полностью воспроизводил свои мысли, цвета и структуру росписи в полном масштабе. Если роспись была больших размеров – поверхность делилась на участки. Разделение выполнялось по контуру деталей, обычно в области затемненных участков, дабы в последствие шов разделения цветов был малозаметен. Контуры цветов переносились посредством передавливания или проколов через кальку и присыпанием угольной пылью. Подготовительный слой, для исключения подтеков на роспись, наносился слоем от 3 до 5 мм и тщательно разглаживался.

Художественная штукатурка довольно трудоемка по своей натуре и требует большого опыта в работе с ней. Пока кисть с легкостью скользит по рабочей поверхности – роспись продолжается, а когда она начинает оставлять борозды на поверхности, значит, краска уже не приникает вглубь штукатурки и не закрепится. Данный участок срезают и наносят новый слой, а только потом продолжают роспись. Техника живописи на штукатурке очень своеобразна: первоначально накладываются только светлые цвета, по заготовленному эскизу, затем средние и только после этого темные. Затем, наоборот: от темного к светлому, давая, таким образом, светлым краскам впитаться и подкорректировать те места, где они оказались слишком блеклыми. После окончания росписи и полного высыхания раствора поверхность шлифуют и натирают воском, а высохшие участки незаполненного грунта аккуратно снимаются с предыдущего слоя.

Технология изготовления штукатурки

Технология изготовления штукатурки основана на природных свойствах извести во время высыхания постепенно превращаться из жидкого в относительно твердое вещество. Большая часть всего процесса зависит по большей части от качества извести. Для изготовления штукатурки для фресковой росписи необходимо брать самую свежую известь высшего сорта, которая при изготовлении хорошо обожглась и «загасить» ее большим количеством воды. Во время процесса гашения необходимо быть крайне осторожными – известь при соприкосновении с водой очень нагревается. После того, как мы высыпали всю известь, ей необходимо время отстояться либо в воде, либо в мокрой среде как можно больше времени.

Наполнителями для штукатурки под живопись на штукатурке, часто используется кирпичная крошка. Преимущества ее в том, что при сыром растворе вода, в которой присутствует крошка, высыхает гораздо медленнее, чем продлевает время работы со штукатуркой во время нанесения изображения. Если кирпичная крошка отсутствует по каким-либо причинам, рекомендуется заменять ее речным песком, так как он обладает разнозернистостью с повышенной плотностью прилегания. А если учесть, что штукатурка выполняет во фреске роль клея, скрепляющего наполнители, то покрытие будет гораздо прочнее по своей натуре. Так же важными являются наполнители льняное волокно и рубленая пенька. Они сводят к минимуму хрупкость слоя, придавая дополнительную устойчивость к деформациям и пластичность.

Перед нанесением штукатурки на стену, необходимо сначала ее правильно подготовить. Если работа будет проводиться по бетонной стене, то необходимо сделать ее неровной, посредством выбоин, сколов и отверстий для лучшего сцепления с ней. Для этого можно использовать перфораторы или отбойные молотки. Если рабочая поверхность раннее штукатурилась – старое покрытие необходимо снять, а в местах, где не снимается, хорошо очистить от пыли и старой краски.

Раствор наносится в два или три слоя на обильно смоченную поверхность. Первому слою при таком нанесении дают хорошо просохнуть, а затем смачивают водой до полного впитывания и наносят два остальных. При нанесении последующих слоев поверхность штукатурки чистится шпателем от образований извести при высыхании. В процессе высыхания любая роспись по сырой штукатурке, как правило, дает немного усадки. Соответственно, чем гуще был замешан раствор, тем меньше уровень усадки. По факту, количество воды должно быть минимальным, чтоб шпатель, воткнутый в нее, выходил сухим (один из способов проверки).

Технология написания фрески

Написание фрески должно быть быстрым, но торопиться в этом деле не стоит. Для того, чтобы не тратить время на размышления и переделку, мастер должен заранее ознакомиться со всеми тонкостями и знать схему работы, последовательность и окончательный вид готового изделия. Есть метод, позволяющий разграничить всю работу на три этапа:

  • изготовление рисунка;
  • нанесение тонов;
  • отделка изображения отсветами и тенями.

Такая методика позволяет полностью выработать ресурс сохнущей штукатурки.

Началом живописи по сырой штукатурке является создание рисунка. Этот процесс подразумевает поиск затемненных и осветленных мест на фреске для лучшей выразительности работы. Окончанием этапа является полностью разграниченная область работы для каждого из цветов.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками

живопись по сырой штукатурке красками

Поделиться в соц. сетях:

Живопись водяными красками по сырой штукатурке называется фреской. Применяется и другое название – альфреско. Это – один из традиционных способов украшения жилых помещений. Впрочем, так оформляли и стены или потолки в общественных зданиях – например, в соборах. Вам кажется, что это очень сложно и доступно только профессиональному художнику? Это не совсем так. Живопись по сырой штукатурке водяными красками – дело, конечно, не самое простое, но при большом желании и некоторых навыках вполне доступное. О том, как расписать свою квартиру, вы сейчас узнаете.

Два метода оформления стен

Если вас заинтересовала живопись по сырой штукатурке и вы мечтаете о доме, где стены будут украшены фресками, вам будет интересно узнать, что есть два способа росписи по штукатурке:

  • наверняка, уже известная вам фреска, то есть картина, выполненная на сырой штукатурке;
  • альсекко – роспись по сухой штукатурке.

У каждого варианта – свои преимущества и недостатки. Фрески выглядят более изысканно. У них одна беда – живопись, выполненная в этой технике, очень уж капризна, она чувствительна к влажности и не очень хорошо реагирует на различные загрязнители. Так что оформлять фресками, например, кухню определенно не стоит. Плохо такое произведение будет себя чувствовать и на внешней стене дома. Конечно, в некоторых странах эту технику используют для создания монументальных уличных произведений, но только там, где погодные условия позволяют.

Альсекко в этом смысле гораздо перспективнее:

  • от влаги не портится;
  • к некоторым загрязнениям воздуха относится нейтрально;
  • дольше сохраняет цвет.

То есть, произведение, выполненное в такой технике, может украшать любое помещение в квартире, а также фасад. Трудно сказать, какой вариант сложнее. В любом случае требуется подготовка и стены, и красок, и эскиза.

Какие бывают краски?

Чтобы сделать такую роспись по штукатурке, можно использовать разные составы:

  • замешанные на сырых яйцах;
  • на клеевой основе;
  • на воде.

Пигменты, замешанные на сыром яйце, — классика жанра, такими красками пользовались еще в Средние века. Они и по сей день не утратили популярности, и если их применяют не так часто, как водяные, то исключительно потому, что приготовление — процесс достаточно трудоемкий. Клеевые и водяные краски продаются практически в готовом виде.

Важно! В качестве пигментов добавляют природные материалы. Как правило, материалы не токсичны, так что украсить стену таким образом можно в любой комнате, включая детскую.

Альфреско и альсекко

От фресок картины в технике альсекко отличаются тем, что цвета выглядят более яркими и насыщенными, и стареет картина не так быстро. И делается роспись по сухой штукатурке медленнее, а вот фреску надо торопиться и успеть сделать все до того момента, как штукатурка высохнет. Безусловно, на сухой стене рисовать гораздо проще, чем на сырой, и может работать не один художник, а целая компания по одному эскизу.

Недостатки альсекко

Главным недостатком этого вида стенной росписи является то, что времени требуется довольно много. Это не так уж важно, если вы просто хотите выразить свое видение мира. Но для тех, кто озабочен оперативным созданием элегантного интерьера, такой способ вряд ли подойдет. Если вы заказываете роспись художнику, сроки следует обсудить до того, как он возьмется за работу.

Важно! При работе в технике альсекко краска на каждый фрагмент наносится в несколько слоев, при этом следующий слой накладывается, когда уже высох предыдущий.

Выбираем сюжет

Картина на стене – предмет роскоши, и вряд ли вам захочется ее переписывать каждый год. Поэтому при выборе сюжета учтите несколько моментов:

  • сюжет не должен быть агрессивным;
  • не стоит размещать в квартирах сцены войны, катастроф;
  • лучше, если изображение будет нейтральным, подходящим для разных помещений;
  • все, что нарисовано на стене, должно создавать спокойное и радостное настроение.

Важно! Это касается не только росписи по сухой или сырой штукатурке, но и любых картин, которые вы приносите в дом. Конечно, бывают ситуации, когда необходимо держать дома военные сцены или изображение падающего самолета. Но такие предметы не должны быть крупными и находиться у всех на виду.

  • пасторальные сцены;
  • морские, лесные и горные пейзажи;
  • бытовые сюжеты;
  • иллюстрации к сказкам и легендам;
  • виды Космоса;
  • натюрморты с фруктами и цветами.

к содержанию ↑

Готовим стену

Вне зависимости от того, будете вы расписывать свою комнату сами или пригласите художника, будет ли это фреска или альсекко, стену надо подготовить. Она должна отвечать целому ряду требований:

  • для альсекко поверхность должна быть почти идеально ровной, для фрески — наоборот:
  • на ней не должно быть отваливающихся кусков штукатурки, впадин, сколов, наслоений;
  • цвет должен быть светлым и одинаковым по всей поверхности.

Поэтому подготовка стены сводится к обычному ремонту, только выполненному более тщательно, чем под обои или под покраску. Вам понадобятся:

  • перфоратор;
  • острый нож;
  • вода;
  • шпаклевка;
  • грунт;
  • шлифовальная машинка или шкурка;
  • инструменты для отделочных работ.

живопись по сырой штукатурке красками

Прежде чем делать эскиз живописи водяными красками, вам предстоит выполнить основательный ремонт. Для росписи по сухой штукатурке он выглядит так:

  1. Снять все старое покрытие, чтобы не осталось ни одного клочка обоев, ни кусочка кафельной плитки – именно для этого нужны нож и перфоратор.
  2. Отбить куски старой штукатурки, которые держатся непрочно.
  3. Заделать все щели и сколы.
  4. Отшлифовать стену (на этом этапе не обязательно добиваться идеальной поверхности, надо только убрать наиболее заметные неровности).
  5. Оштукатурить стену.
  6. Нанести слой грунта.
  7. Дать грунтовке высохнуть.
  8. Можно нанести еще один слой грунта.

Важно! В строительных магазинах вы найдете грунт разного цвета, выбрать лучше самый светлый, который только сможете найти.

Роспись по сырой штукатурке

Фреска подходит отнюдь не для любого помещения. Самое главное – в комнате не должно быть повышенной влажности и резких перепадов температур, поэтому для кухни этот способ оформления стен явно не годится. Не очень подходит фреска и для прихожей, куда даже у самых аккуратных хозяев постоянно попадает уличная грязь.Таким образом можно оформить:

Картина по сырой штукатурке делается так:

  1. Первым делом наносятся светлые тона.
  2. Каждый следующий слой делается более темным – при этом темные участки не обязательно полностью перекрывают светлые.

к содержанию ↑

Особенности стены

Живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде, равно как и темперными или любыми другими, требует особого отношения к самой стене. Ее надо готовить не так, как для других видов отделки. Штукатурка применяется специальная, в ее состав входят:

  • кирпичная крошка;
  • льняные нити, они же называются пенькой;
  • очень качественная известь;
  • вода.

Кирпичная крошка позволяет поверхности высыхать медленнее, чем обычно, так как частицы отлично удерживают воду. Что касается извести, то берется самая лучшая, какую только можно найти, и разводится водой до тех пор, пока процесс не закончится. Льняные волокна нужны для того, чтобы материал стал более прочным и не трескался.

Важно! Настоящая штукатурка под настоящие фрески готовится очень долго – как минимум, год.

Процесс изготовления выглядит так:

  1. Насыпьте известь в бочку.
  2. Начните заливать воду, только осторожно – при химической реакции выделяется очень много тепла.
  3. Поставьте все это отстаиваться на положенный срок – лучше, если на год, причем раствор не должен высыхать. Такая возможность есть не у всех, поэтому сейчас срок выдержки обычно сокращают до приемлемого – месяца или даже недели.
  4. Добавьте наполнители – кирпичную крошку и измельченные волокна, и размешайте раствор до однородного.

живопись по сырой штукатурке красками

Имейте в виду, что гашение извести — процедура достаточно опасная.

Важно! Жидкость получается жгучей, нельзя допускать, чтобы она попадала на слизистые оболочки и открытые участки тела. При попадании в глаза этот состав может вызвать даже полную слепоту.

Лучше всего проводить ее так, как обычно работают с химическими веществами, то есть использовать:

Важно! Кирпичную крошку можно заменить крупным речным песком, хорошо промытым.

Готовим стену под фреску

Идеальное место для росписи по сырой штукатурке – кирпичная стена. В ней не надо делать дополнительные неровности, они уже и так есть. С бетонной поверхностью придется повозиться. Для того чтобы живопись по сырой штукатурке держалась прочно, надо очень хорошо подготовить поверхность. Принципиальное отличие от подготовки основы под альсекко – стену шлифовать до идеального состояния не нужно. Сколы и выбоины нужны, чтобы раствор лучше сцеплялся с поверхностью. Поэтому делаем следующее:

  1. Полностью удаляем старую отделку – так же тщательно, как и для альсекко.
  2. Убираем всю старую штукатурку.
  3. Удаляем грязь, тоже по возможности качественно.
  4. Убираем пыль.
  5. Смачиваем стену.
  6. Выдерживаем сутки.
  7. Еще раз смачиваем часа за полтора до работы.
  8. Наносим 2-3 слоя грунта.
  9. Наносим базовый слой штукатурки и даем ему высохнуть.
  10. Делаем на нем углубления 2-3 мм.
  11. Наносим финишный слой, на котором будет роспись – он должен во время работы оставаться сырым.

Иногда штукатурка наносится в 6-7 слоев. В этом случае необходимо, чтобы каждый следующий слой был тоньше, чем предыдущий.

Важно! Если штукатурка накладывается в два слоя, первый слой должен остаться влажным, когда вы начнете наносить второй.

Как делается роспись по сырой штукатурке?

Как и для любого другого произведения, сначала художник придумывает, что он будет рисовать. Он даже может сделать небольшой эскиз. Это — предварительный этап. Затем происходит следующее:

  1. Делается большой рисунок – такой, каким он и будет на стене.
  2. Рисунок разрезается на фрагменты – например, контуры фигур, зданий.
  3. Вырезанные фрагменты накладываются на поверхность, закрепляются любым удобным способом.
  4. Обводятся контуры и границы каждого цвета.
  5. Каждый фрагмент заполняется определенным цветом, и делать это надо быстро.
  6. Наносятся тени.
  7. Сначала наносятся светлые участки.
  8. Потом наносятся самые темные контуры и пятна.
  9. Заключительный этап – переходы от темного к светлому.
  10. В конце работы делается срез штукатурки с наружным скосом.
  11. Образовавшееся пространство заполняется дополнительным слоем штукатурки, чтобы шов не был заметен.
  12. Делается повторная роспись строго по контурам первой.
  13. Шедевр оставляется в покое примерно на неделю или чуть больше, в это время его лучше вообще не трогать.

При этом следует учесть особенности красок, которые обычно применяются для живописи по сырой штукатурке. Когда стена высыхает, цвета становятся светлее. Техника сложная, и во время росписи возникают разные нюансы. Например, может случиться так, что какой-то участок получился плохо – выделяется по цвету или контуры не такие, как вам хотелось бы, потрескался или облупился в процессе. В этом случае поврежденное место срезают, стену снова грунтуют, наносят фрагмент рисунка и прописывают все снова. Но работа должна быть очень качественной, чтобы швы не были заметны.

Важно! Рисунок в натуральную величину необходимо сделать в цвете.

Варианты живописи по сырой штукатурке водяными красками

В современных интерьерах рисунки на стенах — это целое искусство. Наносить узоры на штукатурку можно как снаружи дома, там и внутри. При правильной подготовке и художественных навыках создать рисунок на стене можно своими руками. Давайте рассмотрим главные особенности нанесения узоров и картин, а также, как живопись по сырой штукатурке водяными красками может изменить внешний вид всего помещения.

Общие сведения

Живописью водяными красками по сырой штукатурке называется техника под названием фреска. Декоративные изменения на стенах подходят для просторных комнат, которые не заставлены мебелью. Раньше перед росписью в краски добавляли клей или казелин, с их помощью продлевался срок службы всей отделки.

Важно! Следует помнить, что объект нанесения должен быть мокрый. По сухой штукатурке живопись невозможна, так как поверхность перестанет впитывать в себя краску и будет скатываться, оставляя также полосы.

Данное рисование дает возможность создавать на стенах особенные и индивидуальные рисунки. При этом существует возможность создавать с помощью штукатурки рельефные и объемные картины. Новичку помогут мастер классы, в которых описана последовательность действий, как правильно держать кисть и под каким углом наносить узор. Если вы хотите получить идеальный рисунок, то лучше привлечь специалиста этой области – художника. Однако стоимость данных работ достаточно высокая и не все могут позволить себе данную услугу.

Процесс росписи и подготовка стен

Для живописи по сырой штукатурке красками разведенными на воде необходима тщательная подготовка поверхности, от которой напрямую зависит срок службы и качество нового дизайна. Оштукатуривание выполняется после очищения поверхности, поэтому придерживайтесь таких правил отделки:

  • Старую облицовку удаляйте, используя шпатели – это могут быть обои, которые предварительно размачиваются или старая штукатурка
  • Основание очищается от пыли и грязи. Для лучшей сцепки на поверхности делаются насечки, а грунтовка служит дополнительным адгезионным средством
  • Насечки делают не меньше 5-7 мм глубиной, а наносить грунт нужно минимум 2 раза
  • Штукатурку наносят в качестве базового выравнивающего слоя – он, являясь промежуточным слоем служит основанием для нанесения финишной декоративной штукатурки
  • На свежеуложенный штукатурный раствор декоративные смеси не накладываются. Финишное оформление наносится после полной просушки выравнивающего слоя.

живопись по сырой штукатурке краскамиЖивопись по сырой штукатурке самостоятельно

  1. Для живописи основанной на применении водяных красок наносимых на штукатурку важно изготовление смеси, которая служит почвой для рисования. Особый нюанс заключается в том, что не существует единого варианта для изготовления. Все пропорции подбирают индивидуально. Разводить смесь нужно постепенно, контролируя вязкость. Самый распространенный рецепт для приготовления штукатурного раствора:
  2. В качестве основы используется известь улучшенного качества – этого добиваются с помощью гашения чистой водой
  3. В качестве связующего добавляют крупно фракционный песок
  4. Для эластичности раствора выбирают волокно целлюлозы или пенька

Важно! Для новичков существуют фото и видео уроки, в которых подробно описывается технология, по которой можно развести смесь, а также как штукатурить стены и расписывать их красками.

Набрасывание штукатурки

Перед тем как нанести базовый слой штукатурного раствора, необходимо провести увлажнение стены. Первый раз действие выполняется за 24 часа до проведения работ, а второй раз примерно за 90 минут до оштукатуривания. Для первого слоя достаточно толщины 6-8 мм, который будет равномерно распределяться на основании. Чтоб максимально увеличить адгезию между слоями существует подсказка: сделайте на поверхности небольшие волнистые линии. Высыхать базовый слой будет не меньше 12 часов, при этом его постоянно требуется увлажнять.

Для живописи по сырой штукатурке одна из техник стенных росписей подразумевает нанесение рисунка сразу после набрасывания и разглаживания смеси. На высохший слой настенные рисунки не нанесутся, поэтому выполняйте работу участками – хорошо если у вас есть помощник, который сможет рисовать пока не ушла сырость со стены.

Важно! Заранее подготавливайте эскиз своей живописи и переносите его на поверхность с помощью иголки. Перекалывайте контуры на стену и получите заготовку по которой будет намного проще рисовать.

Для настенной живописи существует последовательность прорисовки цветами:

  • Светлые тона наносятся первоочередно
  • Средние оттенки
  • Темный цвет

Для последующей прорисовки должна применяться обратная последовательность – это дает возможность создавать плавне переходы, а в местах где краска высохла и стала не такой яркой, разрешено повторное нанесение. Во время проведения ремонтно-отделочного процесса, пол в помещении следует застелить бумагой или газетами. Фреску не высушивают искусственно, комнату следует оставить примерно на 10-12 дней и защитить ее от сквозняков и резких температурных изменений.

Штукатурки для барельефа

Штукатурка для скульптурной живописи барельефов отличается и по составу, и по цене. Применение каждого вида для стенной отделки является индивидуальным. Давайте рассмотрим основные разновидности:

  1. ВГТ барельеф – благодаря модифицирующим и волокнистым целлюлозным добавкам, водная дисперсия обладает прекрасными свойствами. Средняя стоимость за упаковку 6 кг – 1150 рублей
  2. Неомид – акриловый раствор с армирующими микроволокнами. Благодаря его свойствам можно предполагать, что материал прекрасно ведет себя для стенной живописи. Скульптурный материал пластичен и имеет бактерицидные добавки. Купить смесь можно по прекрасной цене: 200 рублей за 1,5 кг
  3. Архитектурный гипс, который можно разбавить водой, является прекрасным помощником для новичков. Скульптура не только создается на стене, но может и быть произведена отдельно. Для этого нужно опустить салфеточку или цветок в гипсовый раствор, дождаться пока они высохнут и затем закрепить на поверхности стены. В качестве растения подойдет гортензия, живой цветок в гипсе будет выглядеть безупречно

Несмотря на то, что живопись по мокрой штукатурке — это ответственный процесс, ее можно создавать самостоятельно. Называть композицию фреской можно только после завершения всех работ, которые выполнялись строго выбранной инструкции нанесения.

Значение слова ФРЕСКА в Словаре терминов изобразительного искусства

– (от итальянского fresco – свежий) техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную пленку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органично связанные с архитектурой, – одна из основных техник стенных росписей. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашеной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дробленые кирпич или керамика); иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т. п.). Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зеленый кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др.). Растительные краски, киноварь, синие, а иногда и черные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами в их полную силу, но при высыхании краски сильно бледнеют. Важную роль во фреске играют лессировки, но при большом количестве слоев цвет ослабевает и бледнеет. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко). Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъема достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков н. э. близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот прием был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве многих стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI века в Италии распространилась “чистая” фреска без применения темперы. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX веке к фреске обращались отдельные художники (представители стиля “модерн” и др.). В технике фрески работали многие прогрессивные художники XX века (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).

(Илл. Рафаэль. Афинская школа. 1509-1511 гг. Фреска в Станца делла Сеньятура. Ватикан.)

Словарь терминов изобразительного искусства. 2012

Живопись на штукатурке. Домашнему мастеру: живопись по сырой штукатурке водяными красками

Нанесение живописного изображения на оштукатуренную стену применяется с древних времен. Во многих странах так расписывали древние храмы, общественные, жилые здания. И вообще, человек на стенах писал картины со времен первобытных пещер.

На долгое время этот вид отделки, украшения стен был забыт.

Заметка: Живопись водяными красками по сырой штукатурке называется Фреской, так же по-другому её называют – Альфреско.

Однако, именно в современных интерьерах фрески выглядят необычно, изысканно.
Мастер или художник должен хорошо разбираться в особенностях письма на штукатурке. Ведь это живой материал, который с разной интенсивностью может впитывать разные составы.
И чтобы при высыхании колеров изображение не деформировалось, не побледнело, надо умело подобрать и приготовить краски, а также, стену.

живопись по сырой штукатурке краскамиВ наши дни мастера – отделочники используют разнообразные техники украшения интерьера помещений. Они добиваются оригинальности каждого дизайнерского проекта, изобретают новые материалы и способы их использования. Все для того, чтобы каждый дом, каждая комната имела свой стиль. Заказчики хотят видеть свой дом красивым, необычным, уютным.
Каждый человек хоть раз бывал в церкви и видел на стенах старинные фрески. Эти живописные картины, сделанные много веков назад, сохраняют яркость изображения. Они завораживают своими сюжетами, прозрачностью колорита красок, легкостью фактуры. Такие фрески придают интерьеру воздушность.
Эта техника живописи по штукатурке известна со времен Древнего Рима. Фресками украшали не только храмы, но и потолки и стены дворцов. В зависимости от вида обработки стен можно выделить два способа исполнения картин – по сухой стене и по сырой.

Техника настенной живописи красками по сухой штукатурке.

живопись по сырой штукатурке красками

Настенная живопись по сухой штукатурке называется Альсекко. Используют краски, замешанные на сырых яйцах, на клеевой основе, на воде. Роспись по сухой штукатурке более устойчива к загрязненному воздуху, сырости. Таким образом можно расписывать стены зданий со стороны улицы.

Техника настенной живописи красками по высохшей штукатурке появилась позднее фресок. По сравнению с легкими полупрозрачными фресками, живопись по высохшей штукатурке выглядят ярко, красочно, не теряет первоначального вида долгое время.

Стенная живопись по сухой штукатурке осуществляется художниками. Поэтому фасад дома с такой отделкой или интерьер комнаты выглядит изысканно и шикарно.

Чем уникальна техника альсекко.

В последнее время стенная живопись по сухой штукатурке стала украшать многие здания, появились мастера, которые владеют идеально особенностями этой работы. В отличии от фрески, нанесение изображения на сухую стену не требует быстроты работы, так как художник не связан с процессом высыхания стены. Ведь фреску надо наносить на сырую поверхность, а значит надо успеть закончить картину до высыхания поверхности.
Рисовать на сухой стене удобнее. Может работать один художник или группа.
Эта техника живописи зародилась в Европе средних веков и применяется до сих пор. Чем же привлекают такие картины?

  • Краски составляются на основе природных материалов: вода, известь. Ими можно расписывать стены даже в детской. Они абсолютно безопасны для здоровья.
  • Долговечность. Цвета на натуральных ингредиентах хорошо держатся на штукатурке, не осыпаются, не бледнеют.
  • Тщательно прописываются все детали картины.
  • Стойкие составы не боятся воздействия природных факторов, резкой смены температуры воздуха. Техника альсекко применяется для украшения и фасадов зданий, росписи глухих стен и капитальных кирпичных заборов.

Важно заметить! В этой технике вполне гармонично будут смотреться картины на любые сюжеты, выполненные разными художественными стилями.

Техникой настенной живописи красками по высохшей штукатурке должен хорошо владеть человек, который подходит к делу с душой и имеет художественное видение.

Недостатки росписи стенной живописи по сухой штукатурке.

живопись по сырой штукатурке краскамиСложность и ответственность работы предполагает ее выполнение настоящим мастером – художником. Такая работа уникальна, эксклюзивна, точно повторить ее нельзя. Поэтому стоимость отделки будет выше трафаретных изображений. Выполнение работ займет много времени. Поэтому на быстрое завершение оформления помещения стенной живописью по сухой штукатурке рассчитывать не приходится. Чтобы художник работал спокойно, без спешки, обговорите с ним заранее, на какой срок вам ориентироваться.
Функциональность помещения может меняться. Поэтому такие дорогостоящие оформительские проекты должны украшать кабинеты, гостиные, библиотеки

Совет! Выбирайте сюжет для картины обдуманно, рассчитывайте, что картина наносится на длительный срок, чтобы через 2-3 года вам не пришлось заделывать ее, тратиться на новую картину.

Как подготовить поверхность стены к работе художника.

Если хотите получить идеальный рисунок на стене, качественно ее подготовьте. Стену надо очистить от старой краски или обоев. Следы от дюбелей или другие дефекты тщательно заделайте шпатлевкой. После этого покройте поверхность грунтовкой и заштукатурьте заново. Добейтесь абсолютно ровной поверхности. Как только она высохнет, прогрунтуйте ее еще раз и дайте высохнуть. Место для шедевра готово!
Тонкости работы по сухой штукатурке заключаются в том, что материал наносится несколькими слоями. Каждый следующий слой накладывают на высохший предыдущий.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками.

Наибольшего расцвета техника фрески или настенная живопись по сырой штукатурке водяными красками получила в эпоху Возрождения Италии. Сначала на сырую штукатурку накладываются светлые тона. Затем последующие более темные и насыщенные слои наносятся поочередно.

Штукатурка под живопись по сырой штукатурке готовится особым способом. В состав ее входит кирпичная крошка, которая долго держит воду и не высыхает. Другим основным компонентом является известь. Берут самую качественную известь, гасят до полного прекращения процесса большим количеством воды.

Чтобы поверхность стены не трескалась, в штукатурку добавляют льняные нити и измельченную пеньку. Они связывают .

Стену готовят следующим образом. Создают неровности, углубления для лучшей адгезии раствора со стеной. Старое покрытие и грязь надо обязательно счистить. Поверхность постоянно увлажняется, а раствор наносится минимум тремя слоями.

Технология живописи по сырой штукатурке водяными красками.

живопись по сырой штукатурке красками

Сначала художник создает на бумаге рисунок в натуральную величину. Он разрезается на отдельные фрагменты. Части рисунка прикладывают к поверхности стены или потолка и обводят по контуру.

Основной фон обычно отбеливают известью. Затем каждый обведенный сегмент заполняют цветом. Фреска должна быть написана быстро. Это требует от художника точности мазка.

Чтобы не тратить драгоценное время, пока не высохла штукатурка, мастер должен работать оперативно. Для этого заранее изготавливается рисунок в цвете. Затем наносятся тона и границы цвета. Каждый участок прописывается тенями.

Помните! У красок для фресок есть особенность – замешанные на извести, они при высыхании светлеют.

Мастеру придется приноровиться к характеру поверхности. Если под финишной штукатуркой поверхность мало впитывает воду, то высыхание фрески будет медленным. Если внизу кирпичная кладка, которая вбирает воду, то процесс ускорится.

Если штукатурка нанесена 4-7 слоев, сохнуть поверхность будет дольше. Причем, каждый следующий слой должен быть тоньше предыдущего. Если поверхность высыхает, плохо впитывает краску, этот участок срезают, на это место наносят новый состав. Главное, чтобы при этом незаметен был шов.

Применение в современных интерьерах фресок.

Прошло время бумажных фотообоев. Но картины природы, цветочные композиции так хочется иметь в своей квартире или доме. Живопись на штукатурке – долговечный, оригинальный способ воплотить мечты в жизнь. Выполненные художником по вашему индивидуальному проекту, они будут радовать глаз долгие годы.

Также читайте:

Фасадная штукатурка короед, расход и применение

Живопись по сырой штукатурке известна людям с древних времен. Раньше ею украшали храмы, церкви и замки. Сейчас такая деталь внутренней отделки нередко встречается в простых жилых помещениях.

Но при выполнении столь экстравагантного элемента важно руководствоваться некоторыми принципами работы. Красота созданной картины будет напрямую зависеть не только от творческой мысли художника, но и от соблюдения им техники и технологии ее создания.

Виды живописи по штукатурке

Существует два общих вида живописи по штукатурке: по сырой и по сухой штукатурке. Различаются они между собой техникой подготовки стен к рисованию и техникой самого нанесения рисунка.

Настенная живопись по сухой штукатурке масляными или клеевыми красками

Такой вид живописи иначе называется «а секко» (в переводе с итальянского – «по сухому») и предусматривает нанесение чистового слоя штукатурки сразу на всю поверхность стены. При этом в момент изготовления картины на стене, места нанесения красок предварительно немного смачиваются.

Штукатурятся стены под такую работу специальным известковым тестом, смешанным с раствором казеинового клея. Смесь трижды наносится на поверхность для живописи.

При живописи по сухой штукатурке принято применять клеевые или масляные краски.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками

Данный вид живописи иначе называется «фреска» (в переводе с итальянского означает «свежий»). Данный вид живописи по стенам заслуженно считает самым сложным. Но при этом он является и самым изысканным.

В случае живописи по сырой штукатурке рисунок наносится красками на сырую поверхность только что нанесенной штукатурки. Если поверхность высыхает, ее не просто смачивают, а аккуратно вырезают кусок просохшей штукатурки и накладывают заново.

При живописи по сырой штукатурке важно то, что рисунок сразу наносится максимально идеально, так как позже его исправить будет практически невозможно.

Технология изготовления декоративной штукатурки

Сама технология фрески основана на естественном свойстве извести при высыхании превращаться из жидкого вещества в коллоидно-кристаллическое. Тем самым известь впитывает в себя краски и обеспечивает их долговечность.

Основой штукатурки для написания фресок является известь . Поэтому ее важно подбирать самого высокого качества. Известь для штукатурки «гасится» обычной водой. В емкость нужно налить воду, после чего постепенно всыпать туда известь. Действовать нужно осторожно. Известь имеет свойство нагреваться при «гашении».

После того, как известь «загашена» ей нужно дать настояться в воде как можно дольше. В идеале она должна настаиваться год, но при отсутствии достаточного времени, допускаются отклонения от этого срока.

После того, как известь подготовлена в нее добавляются наполнители. Для штукатурки под сырую роспись применяют следующие наполнители:

  • кирпичная крошка или иначе – мелкий «бой кирпича». Такой наполнитель за счет свойств кирпича позволяет медленнее высыхать, что незаменимо для росписи по сырой штукатурке. Помимо этого, сам замедленный процесс высыхания позволяет краскам проникать глубже к основанию.
  • речной песок. Из-за разноразмерности речной песок обеспечивает максимальную плотность штукатурки, что делает ее наиболее прочной после высыхания.
  • льняное волокно или рубленая пенька. Придают штукатурке дополнительную эластичность. Благодаря этому штукатурка становится более устойчивой к небольшим деформациям.

Наполнитель добавляется к уже подготовленной настоявшейся извести. Вся масса тщательно перемешивается до однородности.

Посмотрите примеры использования фресок на стенах в интерьере квартиры или дома (кликайте по фото для слайд-шоу):

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

Живопись по сырой штукатурке — это уже не только удел храмов и церквей, но и обычных квартир и домов. А все потому, что теперь этот вид отделки и искусства доступен каждому. Некоторое время такой вид живописи пропал, о нем практически не вспоминали до недавнего времени. Но сегодня вам стоит узнать об этом побольше.

Живопись на штукатурке — тайны мастеров

Очень многие к затее таким образом украсить дом, могут отнестись довольно прохладно, считая, что это не стоит ни потраченного времени, ни денег. Кроме того, здесь очень важно найти грамотного мастера, поскольку, если нанести материал на стены неправильно, не пройдет и года, как он превратится во что-то совершенно не презентабельное.

Именно потому, даже если вы хотите пригласить для работы высокопрофессионального специалиста, вам нужно знать некоторые секреты и тонкости такого типа штукатурки. Например, не все знают, что живопись по сухой должна наноситься на максимально «испорченную» поверхность — то есть, нужно искусственно создать пазы и выбоины. Однако это — самое начало подготовки.

После этого, предварительно увлажнив материал, его наносят на стену. При этом само покрытие, вернее, его состав, должен включать в себя измельченные черепки или крупный песок. Также в нее нужно добавить мелко порезанную солому и кусочки кирпича. Этот раствор накладывается на поверхность, при этом ширина слоя должна составлять не менее двух сантиметров, затирку проводить не следует — ведь в итоге стена должна получиться неровной и грубой.

Итак, мы нанесли первый слой. Всего их может быть около семи, при этом каждый новый из слоев наносится лишь тогда, когда предыдущий полностью высохнет. Каждый из них должен быть тоньше предыдущего, например, ширина последнего будет составлять примерно 3-5 миллиметров. Естественно, что в этом слое уже не нужно так много мелкого камня, соломы и кирпича, он будет чуть ровнее.

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

живопись по сырой штукатурке красками

Живопись по сухой штукатурке: работа художника

Если некоторое время назад эта работа проходила в спешке, ведь художнику нужно было все сделать быстро, чтобы суметь показать свою работу заказчику, то в наши дни живопись по сырой штукатурке — процесс практически творческий. Он должен протекать очень медленно и вдумчиво, а также без ошибок, ведь это грозит многими проблемами в их последующем использовании.

В наши дни появилась возможность создать определенный рисунок на бумаге, а после, с помощью инструментов, перенести его на поверхности, будь это стены или потолок. И делается это довольно просто. Например, изображение нужно порезать на несколько отдельных фрагментов, после этого — перенести контуры на стену, воспользовавшись такой известной техникой, как припорашивание. Если хотите, чтобы основа была белой, следует перед нанесением штукатурки просто обработать стену и пройтись по ней известковым раствором.

После нанесения контура в работу вступает художник. Плавными движениями с помощью мягких кистей он начинает рисовать. При этом здесь нужно быть очень аккуратным, потому, что «холст» — это штукатурка, толщина которой составляет всего несколько миллиметров.

Живописная штукатурка

Естественно, разные виды работ имеют свои отличия:

  • Сырая штукатурка . Данная техника достаточно специфична. Вначале нужно использовать светлые тона красок в тех местах, где они есть на рисунке, позже — цвета средних оттенков, и только потом — темные. После этого художник начинает работать в обратном направлении. Это нужно для того, чтобы слои штукатурки медленно подсыхали, но при необходимости их можно было бы немного подкорректировать, пока краска окончательно не высохла. После того, как мастер закончит какую-то часть росписи, неготовые участки грунта немного срезают. А вот следующий слой нужно делать так, чтобы даже трещинки не было видно после выполнения работ. Такая работа требует осторожности и внимательности, а потому самостоятельно вы вряд ли что-то сделаете — без мастера здесь не обойтись.
  • Сухая штукатурка. Здесь используют некоторые другие хитрости. Эти работы намного проще, поскольку чистовой слой вы сможете наносить сразу же, изредка смачивая его жидкостью в тех местах, где нужно будет расписывать. Правда, здесь используют специальный раствор — так называемое известковое тесто с раствором клея. Его нужно три раза нанести на поверхность, при этом каждый слой наносится чуть позже, чем высохнет предыдущий. Вы можете использовать самые любые краски: клеевые, масляные, но специалисты рекомендуют применять темперу.

Найдя хорошего мастера и художника, выбрав изумительный рисунок, вы станете обладателем уникальной картины, нарисованной на стенах вашего дома.

Штукатурка

Т ехнология фрески основана на естественных свойствах извести при высыхании постепенно превращаться из жидкого в коллоидно-кристаллическое вещество. От качества извести очень сильно зависит как ход работы, так и сохранность законченного изображения, поэтому для создания штукатурки под фресковую роспись необходимо взять свежую хорошо обожженную известь самого лучшего сорта* и “загасить” ее – в емкость с большим количеством воды очень постепенно всыпается известь, при этом необходимо быть очень осторожным, поскольку известь при гашении очень сильно нагревается. После того, как известь загашена, ей нужно дать выстояться в воде или в мокром состоянии в течении как можно более длительного периода времени. Желательно как минимум год, хотя если обстоятельства не позволяют заготовить известь заблаговременно, допускается и применение извести с меньшим сроком гашения.

В качестве наполнителей для штукатурки под фресковую роспись традиционно используется несколько видов материалов, самым лучшим из них традиционно считается кирпичная крошка – мелко молотый “кирпичный бой”. Ее преимущества состоят в том, что в сыром штукатурном растворе вода с растворенной в ней известью, входящая в поры кирпича при его намокании, высыхает и выходит на поверхность очень медленно, тем самым продлевая общее время просыхания штукатурки и время работы над изображением. Кроме этого постепенность высыхания обеспечивает наиболее глубокое “прорастание” образующихся кристаллов извести в толщу основания.

К роме кирпичной крошки (а при отсутствии и вместо неё) применяется песок, причем рекомендуется использовать именно речной, поскольку у него самые разноразмерные “зерна”, плотно прилегающие друг к другу. Из-за этого речной песок обладает самой высокой плотностью. Этот фактор важен, поскольку известь в штукатурном растворе технически выполняет роль минерального “клея”, скрепляющего между собой частицы наполнителя. При этом чем ближе прилегание частиц друг к другу, тем выше КПД извести, и тем прочнее оказывается штукатурное покрытие в целом.

Н е менее важным, чем кирпич или песок является такой наполнитель, как рубленая пенька или льняное волокно, – они делают штукатурный слой менее хрупким, придавая ему дополнительную пластичность и устойчивость к небольшим деформациям.

Нанесение штукатурки

П еред нанесением штукатурки необходимо сначала подготовить стену или панель, на которую она наносится. Самым лучшим основанием для фрески является кирпичная стена. В случае работы по бетону рекомендуется попытаться сделать его поверхность неровной, – сделать неглубокие отверстия или выбоины. Для такой работы могут быть использованы ручные отбойные молотки (выпускаются в виде отдельных устройств) или перфораторы с функцией отбойного молотка.

Е сли же стена для фрески была предварительно оштукатурена, старую штукатурки надо постараться сбить, в тех местах, где не сбивается, – очистить от старой краски, пыли и грязи.

Н анесение штукатурного раствора рекомендуется проводить в два или даже три слоя на хорошо смоченное основание. При трёхслойном грунте первому слою дают совершенно просохнуть, затем смачивают его водой до полного насыщения и наносят два последних. Для двухслойного грунта первому слою дают основательно подвять, – окрепнуть, но не до конца высохнуть, и только после этого наносится последний слой штукатурки, заглаживаемый под живопись – “интонако”. Для нанесения каждого последующего слоя поверхность штукатурки очищается шпателем от образующейся при высыхании извести известковой корки.

И нтонако наносится с тами расчетом, чтобы через полчаса, самое большее час-полтора по штукатурке можно было начинать работать. Заглаживание поверхности рекомендуется проводить как минимум два раза, -в конце нанесения слоя и перед началом создания рисунка. Если уже в процессе работы на стене художник замечает в рисунке какие-либо серьезные недостатки, с технической точки зрения будет даже хорошо, если его лишний раз шпателем заровнять и прижать, нарушая образующуюся кристаллическую корку.

В процессе высыхания любая фресковая штукатурка как правило дает небольшую усадку, но она тем меньше, чем гуще был замешан раствор. Фактически количество воды должно быть минимальным, не зря у Плиния в других древних источниках известь, подходящая для штукатурного замеса в первую очередь проверяется по ее густоте – “шпатель, воткнутый в известь, должен выходить из нее сухим”.

Написание фрески

живопись по сырой штукатурке краскамиН аписание фрески должно происходить быстро, но без поспешности. Для того, чтобы свести к минимуму потери времени на переделки и размышления, мастер должен заранее очень хорошо во всех деталях представлять себе не только окончательный вид будущего изображения, но и иметь в голове ясную схему того, в каком порядке работа будет вестись.

В нашей практике мы пришли к методу, позволяющему условно разделить работу на три этапа, – создание рисунка, нанесение локальных тонов, разделка изображения тенями и светами. Такая последовательность работы позволяет максимально использовать ресурс высыхающей извести.

В начале работы, когда штукатурка еще достаточно сырая, делается рисунок. Процесс создания рисунка подразумевает творческий поиск и нахождение наилучшей выразительной “конструкции” для изображения. Технически это означает, что на этапе рисунка в первоначальный план изображения могут вноситься необходимые исправления, но к концу этого этапа должны быть четко определены гранцы пространства для каждого из локальных цветов.

П осле того, как создан рисунок, изображение рекомендуется “раскрыть”, нанося локальные цвета по всей его поверхности, не оставляя белых пятен. Нанесение нового поверхностного слоя – слоя растворенного с водой пигментан поможет слегка нарушить начинающую образовываться поверхностную кристаллическую корку.

К огда вся поверхность будущей фрески будет раскрыта, необходимо в первую очередь заниматься теневой моделировкой, сначала на лике и открытых частях тела, потом на одеждах и других деталях. Высветления с использованием вместо белил мелкотертой извести имеет смысл делать уже после всего этого, поскольку известь, растворенная в штукатурке легко входит в соединение с “белильной известью”, обеспечивая надежное закрепление содержащих известь красок даже на почти высохшей поверхности.

В некоторых случаях, если есть опасность пересыхания стены, в состав красок для окончательных описей и теней в некоторых случаях вводится разбавленный с водой желток. Он не компенсирует высыхание штукатурки, но в соединении с известью образует своеобразное прочно клеящее вещество, прочно удерживающее краски на живописной поверхности.

В процессе работы фрескисту приходится учитывать большое количество особенностей этой техники. В первую очередь важно помнить, что желтая охра, глауконит и все содержащие известь колера после высыхания штукатурки довольно сильно высветлятся. К сожалению, предугадать окончательный тон бывает очень трудно, поскольку каждый раз штукатурка ведет себя по-разному. Это зависит в первую очередь от характера носителя, на который наложена штукатурка. Если стена, даже хорошо промоченная, продолжает быстро впитывать в себя воду, фреска будет сохнуть быстрее. Если же штукатурка нанесена на не-впитывающее воду основание, такое как бетон или какая-либо панель с сеткой, если используется трехслойный грунт, процесс высыхания будет проходить намного медленнее.

С тоит отметить, что при работе в технке фрески чрезвычайно важно ни в коем случае не допускать ни малейшего нарушения целостности штукатурной поверхности кистью. Такое происходит, когда рисующий пытается прямо на поверхности штукатурки смешать накладываемый цвет с еще не подсохшим наложенным ранее. В этом случае к краскам начинает примешиваться входящая в штукатурный раствор известь и при высыхании место такого смешивания будет выделяться на поверхности живописи излишней белесостью.

Вдохновение?

Р абота в технике фрески по-сырому, еще называемая техникой “чистой фрески” или buon-fresco (итал. – хорошая, добрая фреска) стоит в ряду прочих технологий росписи несколько особняком, и в наше время довольно мало находится желающих использовать эту технику для монументальных росписей. Расспросы показывают, что многих отпугивают непривычно жёсткие условия работы, а также трудность точного прогноза изменений тех или иных цветов при высыхании.

С оглашаюсь, действительно эти трудности являются значительными и труднопреодолимыми, но кроме них во фреске есть чего нет более ни в одной технике. Есть техники монументальные, – например мозаика или роспсь силикатными красками, но такого ощущения легкости самого процесса письма нет более ни в одной. Когда сделан рисунок и стена приобрела необходимую для работы меру сухости, краски начинают как бы сами сходить с кисти при прикосновении к поверхности. Быстрота в такой работе отнюдь не помеха, отнюдь, – если правильно рассчитан объём работы на один заход** , если композиция предварительно изучена, чувство ограниченности во времени как бы подхлёстывает тебя, и говорит, – давай, ты всё знаешь и сможешь, – вперёд! И тут уж только два шанса у тебя, – либо ты победишь, либо тебя. А всё потому что стена на тебя давит своей массой, своей инертностью и масштабом. Ты ощущаешь себя малым и беззащитным. если только ты сам не веришь в то, что ты сможешь это совершить. Вот тут-то как раз и приходит к тебе вдохновение, если ты веришь, и даже если ошибки какие-то или неточности, – важнее в такой работе – общий подъём, так сами собой достигаются в ней целостность и единство.

Е сли же ты заранее сдался, испугался объёма, масштаба и тяжести, если ты пришел к мысли, что нужно лишь “тюкать” потихонечку, до тех пор, пока не будет готово, пока не нарисуются все детали и не будут поставлены все жемчуга, – грустной будет тогда твоя фреска. То есть фактически она будет находиться на своём месте, но со стеной её не свяжут твоё вдохновение и твоя энергия, скорее всего такая фреска будет грустной, и что самое страшное, – занудной и скучной. А уж если фреска скучна, так лучше уж было бы оставить вместо нее белую стену, – та хотя бы не занудствует о немощах своего автора, но горделиво возвышается и свидетельствует своим масштабом.

Заходя в храм или просматривая фильмы, действие которых происходит в Греции, Италии или другой стране, известной своей древней историей, поневоле взгляд задерживается на украшающих стены рисунках. Такая живопись по сырой штукатурке, выполненная водяными красками, называется фреской. Это слово переводится с итальянского как «сырой». Сегодня такой способ декорирования вновь обрел популярность. Он позволяет придать дому уникальный вид, причем как снаружи, так и изнутри здания.

Конечно, чтобы создать роспись требуется художественный вкус, умение работать с красками, знание особенностей работы со штукатуркой. Поэтому выполнить роспись самостоятельно под силу далеко не каждому даже опытному художнику. Тогда зачем разбираться в особенностях настенной живописи, если выполнять ее будет специалист?

Знание процесса подготовки стен и нанесения рисунка поможет избежать неприятностей с осыпающейся штукатуркой, тусклыми красками. Если мастер утверждает, что такая отделка недолговечна, то он просто не знает, как правильно ее наносить, и стоит отказаться от его услуг.

Преимущества и особенности росписи

Не зря роспись по сырой штукатурке называется художественной. Ее выполнение предполагает, что будет создано полотно, обладающее высокими эстетическими характеристиками. Его достоинства:

  • создается уникальная композиция;
  • рисунок может быть любого содержания и стиля;
  • вписывается в любой интерьер.

Популярностью пользуются сложные композиции, включающие пейзажи, сюжеты известных картин. Также роспись может содержать простой орнамент.

Учитывая высокие требования к эстетической стороне полотна, становятся понятными присущие ему недостатки:

  • необходимо уметь хорошо рисовать;
  • работать с сырой штукатуркой достаточно сложно;
  • скорость нанесения рисунка должна быть высокой;
  • необходимо правильно подготовить поверхность.

живопись по сырой штукатурке красками

Эти особенности обуславливают высокую стоимость такой работы, справиться с которой способен не каждый мастер. Процесс нанесения росписи занимает много времени. Если все-таки возникло желание сделать роспись своими силами, то можно попробовать на небольшом участке.

Порядок действий

Подготовка стен

Первым делом необходимо снять старые отделочные материалы. Если в целом штукатурка надежно прилегает к основанию, то ее можно оставить. Стену нужно очистить от пыли и строительного мусора. Затем на ней необходимо выполнить насечки глубиной около 8мм. Для этого пользуются перфоратором, долотом или топором. Плотность расположения насечек ‑ примерно 100-120 шт на 1 м2. После этого со стены сметают пыль.

Чтобы штукатурный раствор максимально надежно закрепился на основании, его нужно прогрунтовать раствором глубокого проникновения. После высыхания грунтовки наносят черновой штукатурный слой. Его задачей является устранить дефекты, выровнять поверхность. Слой должен хорошо просохнуть, затем можно переходить к созданию базового слоя, на который будет наноситься рисунок.

живопись по сырой штукатурке красками

Приготовление раствора

Секрет качественной фрески заключается в правильно приготовленном растворе. Универсального рецепта нет: каждый мастер самостоятельно подбирает пропорции компонентов. Но можно воспользоваться общими рекомендациями, корректируя их по мере необходимости.

Основой штукатурки является известь. Она должна быть свежей, чистой и качественной. Экономить на материале не стоит: чем лучше известь, тем прочнее будет основание, тем лучше на него ляжет краска. Известь нужно загасить чистой водой, оставить на две недели. Это положительно влияет на ее свойства. Как наполнитель используют крупнозернистый песок, можно добавить к нему кирпичную крошку.

Если готовится раствор для улицы, то количество крошки должно быть минимальным. Придать составу эластичность и защитить покрытие от растрескивания поможет добавление мелкорубленой пеньки или целлюлозных волокон.

Раствор приготавливают непосредственно перед использованием. Базовый слой готовят в таких пропорциях: известкового теста ‑ 1 часть, наполнителя ‑ 3 части. Для лицевого слоя берут немного меньше наполнителя ‑ 2,2 части.

Технология оштукатуривания

Фресковая роспись требует соблюдения определенного порядка оштукатуривания. За сутки подготовленную поверхность необходимо увлажнить, повторив увлажнение еще раз за 1,5 часа до оштукатуривания.

живопись по сырой штукатурке красками

Раствор первого слоя набрасывают не толще 8 мм. По стене его распределяют теркой, не стараясь сильно разгладить. Улучшить сцепление штукатурных слоев поможет создание волнистых борозд глубиной 2 мм через каждые 40 мм.

Первому слою дают хорошо просохнуть (примерно 12 суток). Затем его хорошо увлажняют. Второй слой будет промежуточным. Его можно пропустить, но при минимальном опыте выполнения такой работы даст возможность корректировать ошибки.

Иногда базовая поверхность покрывается белесым налетом. От него нужно избавиться, очистив и увлажнив стену еще раз. Если этим пренебречь, то адгезия штукатурки нарушится, а фреска может расслоиться. Когда высохнет промежуточный слоя, его увлажняют и наносят лицевое покрытие. В раствор для него не добавляют кирпичную крошку, волокна. Его выполняют толщиной 1-3 мм. Он быстро сохнет, поэтому обрабатывают стену постепенно. Параллельно наносят рисунок.

Нюансы работ

Чтобы живопись по сырой штукатурке водяными красками получилась эффектной и долговечной, потребуется подготовить эскиз, краску, инструмент. Рисунок переносят на стену, накалывая его иглой или шилом. Учитывая, что приходится работать с небольшими участками, рисунок также можно разделить на части.

живопись по сырой штукатурке красками

Разведенную водой акриловую краску наносят, используя широкую кисть. Она должны быть мягкой, чтобы не снимать частички раствора. Делают это в определенной последовательности: начинают со светлых, затем переходят к средним и завершают темными цветами. Следует помнить, что краска при высыхании слегка бледнеет, поэтому лучше подбирать оттенки потемнее.

Мазки делают легкими движениями, чтобы не счистить кисточкой подсыхающий известковый слой. Если в краске появляются белесые разводы, нужно промыть кисть, уменьшить на нее нажим. Слишком толстый слой краски недопустим. Она не впитается в штукатурку, может впоследствии осыпаться.

Если краска начинает скатываться или накладывается полосами, это значит, что штукатурка подсохла. Придется удалить эту часть покрытия и нанести новый слой штукатурки.

Прорисовывая участки, сначала используют темные, потом средние и светлые цвета. За счет этого обеспечивается плавность переходов между оттенками. В местах, где светлая краска подсохла, можно еще раз нанести ее, чтобы придать контрастность.

Окончив роспись участка, ножом или шпателем срезают места, незаполненные штукатуркой. При этом получается скос, который затем закрывают раствором, заглаживают до его исчезновения. Продолжают расписывать стену.

Пока фреска полностью не высохнет, трогать ее нельзя (примерно 10 суток).

В помещении не должно быть сквозняка, нужно поддерживать постоянную температуру. Если краска будет высыхать неравномерно, то может измениться ее оттенок, а это повлияет на общий вид изображения.

Роспись по сырой штукатурке требует внимательности и аккуратности. Исправить поврежденный участок практически невозможно – его придется полностью переделать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строительство и ремонт
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности