Воздушная защита: фильтр-поглотитель ФПУ-200Внутренняя отделка деревянного дома. Нужна ли она вообще?Вагонка из лиственницы как элемент звукоизоляцииВагонка из лиственницы: идеальный выбор для вашего домаБетонные полы дополняет мир топпинговых покрытийОднопольные противопожарные двери из нержавеющей сталиТеплый дом из пеноблоков энергоэффективное решениеПеноблоки в малоэтажном строительстве — экономичное и эффективное решениеНовинки в автомире: покупаем автозапчасти онлайн без проблемУмный мониторинг фундаментов, ключ к долговечности вашего строения

трубы бетон

Расчет бетона калькулятор

Содержание

трубы бетон

Какие бывают, для чего и где используются бетонные трубы

В условиях развития новых технологий и композитных материалов бетонные трубы испытывают жесткую конкуренцию даже в областях их традиционного использования. Строительными нормами допускается применение помимо железобетонных труб в прокладке канализационных сетей также изделий из чугуна, керамики, асбестоцементной смеси и полимера.

Но есть случаи, когда бетонные трубы являются единственно возможным вариантом применения. Так, для быстрого ремонта фрагмента канализационной магистрали 0,5 м в диаметре и выше использование замены железобетонных элементов не обсуждается.

Козырем против главного конкурента в виде полимерных труб является положительный многолетний опыт использования бетонных элементов в устройстве инженерных гидросистем. Поэтому бетон до сих пор занимает центральное место в организации дренажных и канализационных систем.

Область применения

Ввиду того что железобетонные трубы намного дешевле своих оппонентов, они востребованы в строительстве. Дренажная система, ливневая, хозбытовая и промышленная канализации, а также водопропускные конструкции на автотрассах и железнодорожных переходах зачастую монтируются из таких труб.

В устройстве магистральных трубопроводов железобетонные изделия являются основным конструкционным элементом и чем больше диаметр водовода, тем использование бетонных труб предпочтительнее. Это связано с тем, что полимерные материалы плохо выдерживают давление грунта на магистральную линию. А также при чистке трубопровода от отложений выполняется прокачка системы под повышенным давлением, которую зачастую не выдерживают пластиковые коллекторы.

Водопропускные железобетонные сооружения широко применяют в строительстве автострад и путепроводов. На них возлагается дренажная функция, с образованием тоннелей, проходящих под дорожной насыпью. Часто их габариты позволяют устроить подземный переход, служащий альтернативой мосту.

Виды железобетонных труб

Основная классификация труб связана с технологическими параметрами системы и делится на:

Бетонные трубы, эксплуатирующиеся под избыточным давлением жидкости, называются напорными. Их используют в подземной прокладке систем водоснабжения и канализации. Изготавливаются они в двух вариантах: раструбные и цилиндрические.

Предназначены они для транспортировки инертных к бетону сред с температурой, не превышающей 400°С. Они имеют круглое сечение, а для стыковки комплектуются резиновыми кольцами, придающие трубопроводу герметичность.

Маркировка

Трубы маркируются аббревиатурой ТН, а если выпускаются с полимерным сердечником, то ТНП. ТНС – это бетонная труба, сердечник которой сделан из стали. Они хорошо зарекомендовали себя в магистральных коллекторах, подающих воду для потребностей городов и промышленных объектов.

Диаметр труб изменяется в пределах от 0,5 м до 5,5 м, а длина имеет диапазон 2,5–5,5 м.

Безнапорные фальцевые и раструбные

Для сетей, предусматривающих транспортировку жидкостей без принудительной прокачки (самотеком), используют раструбные и фальцевые безнапорные трубы. Это изделия с круглым сечением, предусматривающие укладку в канаву, и использующие при эксплуатации до 95% своего внутреннего объема.

С их помощью организуют транспортировку ливневых сточных вод, санитарно-бытовых стоков и промышленного водоотведения. Обязательным условием применения является нейтральность среды к бетону и уплотнительным элементам.

Безнапорные раструбные бетонные трубы можно прокладывать для транспортировки агрессивных сред, но прочность используемых изделий должна быть максимально высокой. Раструбными (маркируются ТБР) называются трубы, на одном из концов которых есть расширение в диаметре (похоже на юбку). В него вставляется цилиндрический конец другой трубы, и так происходит сборка трубопровода.

Востребован такой вид бетонных изделий как дорожные стройматериалы. Их использование не только способствует водоотведению осадочных и талых вод, но и укрепляет насыпь железнодорожного и автомобильного полотна. Они стали дешевой заменой мостов при необходимости преодоления малых водных препятствий. Некоторые образцы выдерживают нагрузку при землетрясении до 9 баллов, что очень важно для устройства путепроводов.

Дорожная дренажная система индивидуально рассчитывается для каждого случая с определением достаточного диаметра и механической прочности. Эти величины должны соответствовать необходимой глубине залегания в насыпи, характеру и интенсивности нагрузки, а также пропускной способности, исходя из состояния почвы и погодных условий.

Главное, чтобы исключена была возможность работы труб в напорном режиме, а при максимальном потоке воды полностью не перекрывалось их сечении.

Подбор типа бетонных труб осуществляется по их групповой классификации:

  • I гр. – допустимы к использованию при засыпке грунтом на высоту до 2 м от верхнего края трубы;
  • II гр. – допустимы к применению при засыпке грунтом на высоту до 4 м от верхнего края;
  • III гр. – допустимы к применению при засыпке грунтом на высоту до 6 м от верхнего края.

Эксплуатационные характеристики

Надежность эксплуатации бетонных труб, уложенных в канаву, зависит от их показателей прочности и способностью к деформации определенные ГОСТом. Значения прочности труб напрямую связаны с глубиной прокладки. ГОСТом определяется контрольное напряжение:

  • на прочность – труба не способна вынести приложенное усилие и в результате этого не может выполнять свои функции;
  • на трещеностойкость – при воздействии тяжести на образце появилась трещина размеры которой не превышают 0,2 мм и это не привело к потере эксплуатационных возможностей.

Конструкция и материал, применяющийся в производстве железобетонных труб, обладает достаточной жесткостью, чтобы выдержать внешние нагрузки без деформационных изменений.

Надежность швов

Определяющим фактором в бесперебойной работе железобетонного трубопровода имеет качественная стыковка элементов после укладки в подготовленную канаву. Традиционным методом герметизации соединительных швов является зачеканка уплотняющим составом либо пенькой с последующей отделкой цементным раствором.

Такой способ показал высокую надежность стыков. В последнее время на смену трудоемкому способу зачеканивания стыков приходит уплотнение с помощью специальных резиновых колец, поставляющихся в комплекте с трубами.

В мягком грунте надежность стыковочных соединений больше зависит от качественной сборки системы, что подразумевает комплекс мероприятий для профилактики внутригрунтовых смещений во время работы. Другими причинами течи в соединительных швах может быть только некачественная работа по герметизации либо непредвиденные обстоятельства.

Прогрессивные способы прокладки

Стремительное развитие городской инфраструктуры и рост числа населения в крупных городах мира приводит к углублению в прокладке систем коммуникаций из-за увеличения плотности застройки и насыщенности инженерными сооружениями малых глубин. Это делает все более востребованными бестраншейные способы прокладки и ремонта систем водоподведения и канализации.

Они позволяют не только монтировать новые линии, но и производить восстановление и замену вышедших из строя участков. Для устройства сетей с использованием бестраншейных технологий не нужно рыть канаву, с большой вероятностью повреждения близлежащих коммуникаций.

Наиболее распространенными являются:

  • метод плунжерной прокладки – при помощи специального плуга происходит укладка линии с безмуфтовыми соединениями;
  • метод вибрационного удара – специальная машина производит забивку труб на глубину до 80 м;
  • метод санации – в старую прочищенную трубу вводят полимерную и расправляют ее с помощью парового удара;
  • метод горизонтального бурения – подразумевает строго направленное воздействие на грунт.

Ввиду своей специфичности для железобетонных труб доступен только метод микротоннелирования. Суть его заключается в бурении тоннеля, в который специальными устройствами проталкиваются ж/б изделия. Им пользуются для подземной прокладки линий диаметров от 0,25 до 4,5 м.

Бурение происходит в препятствии, пересекающем канаву для монтажа трубопровода. Цифровая система управления с лазерной системой целеуказания гарантирует точность прохода бура в заданной траектории.

Для проведения работ бестраншейным методом используют трубы специальной конструкции с утолщенными стенками. Его часто применяют, чтобы не повредить дорожные полотна и насыпи. Метод хорошо работает во всех типах грунта, включая горные твердые породы.

Бетонные трубы – типы изделий: напорные, безнапорные. Способы изготовления

Бетон по своей природе является искусственно созданным материалом. Основными его компонентами являются цемент, вода, а также различные добавки (песок, щебень и наполнители). Из него можно изготавливать различные элементы и детали, которые могут использоваться долгое время, в том числе и повторно, как пример — б у бетонные трубы.

На фото – изделия из железобетона с раструбом и уплотнительным кольцом

Основные виды

В нашей статье речь пойдет именно о таких конструкциях. Их очень часто можно встретить в разных уголках страны, где они несут свою нелегкую службу.

Совет: если вам нужны ж/б трубы, необходимо к обычным бетонным в процессе вибропрессования добавить арматуру.

Промышленность предлагает на два типа таких изделий: безнапорные и напорные.

Бетонолитные трубы Ø325 мм

Безнапорные

Для жидкостей, которые транспортируются путем самотека, используются безнапорные трубы раструбного или фальцевого типа. Такие изделия изготавливаются из бетонов тяжелых марок, а течь по ним могут подземные воды, атмосферные стоки. Также данный материал используются для производства изделий, укладываемых под автомобильными и ж/д дорогами, при помощи которых осуществляет отвод талых вод.

Трубобетонные конструкции в виде фундаментных свай

Для их изготовления при помощи центрифугирования или вибропрессовки бетон, относящийся к классу В25. Они имеют очень высокие показатели качества и прочности.

Безнапорные изделия из бетона

Если говорить об их конструкции, можно выделить такие основные виды:

Бетонный оголовок трубы как часть конструкции

В подобных трубах жидкость транспортируется под определенным давлением. Чаще всего они применяются в сетях водоснабжения, а также в канализациях. Стоит отметить, что такие бетонные трубы используются в строительстве все реже.

Специалисты теперь предпочитают использовать другие варианты:

  • полимерные;
  • стальные с полимерной облицовкой;
  • чугунные.

Однако существуют и водопроводные напорные сети магистрального типа, при помощи которые осуществляется водоснабжение целых городов, и даже больших территорий (районов, областей).

Совет: для таких случаев лучше применять трубопроводы, которые изготавливаются из стали (оснащаются внутренней облицовкой цементно-песчаного типа) или же железобетона.

Канализационная бетонная труба 500 мм в диаметре

При этом их диаметр может быть:

  • 500-1100 мм, который считается малым;
  • до 5500 мм, считающийся большим.

Отметим напорные трубы серии БТН – цилиндрического типа, оснащенные раструбом и прорезиненным кольцом. Значение внутреннего диаметра колеблется в пределах 100-500 мм, длина (в мм):

Фасонные части и асбестобетонные трубы

Железобетонные

Способ изготовления

Такой тип труб получается путем усиления бетона арматурой, что может быть напряженным или ненапряженным процессом:

  • первый тип предполагает сжатие бетона, после чего на него помещается специальная арматура в виде проволоки;
  • второй заключается в «окутывании» основы каркасом, изготовленным из армирующего элемента.

Следующим этапом производства железобетона становится формование изделия, которое осуществляется на:

  • вибропрокатном стане;
  • в перемещаемых формах;
  • кассетах;
  • матрицах.

Затем оно должно набрать твердость. Этот процесс осуществляется в обычных условиях (если нет особых требований к прочности изделия) или же при помощи автоклава (если изделие должно получить высокую прочность).

Железобетонные трубы могут быть как напорными, так и безнапорными.

Сечение материалов, которые будут использоваться в системах низкого давления, может быть:

  • круглым – обозначается «Т»;
  • овоидальной – «ТО»;
  • эллиптической – «ТЭ».

Трубобетон для каркаса строящихся зданий

Первая группа делится на такие подгруппы:

  • раструбного типа, для уплотнения стыков используется герметик, внутренний диаметр от 400 до 1600 мм, длина – 5000 мм (Т);
  • раструбные с подошвой – внутренний диаметр от 1000 до 2400 мм, длина – 3000, 4500, 5000 (мм);
  • со ступенчатой внутренней поверхностью раструба (ТС). В качестве уплотнения у них используется прорезиненное кольцо. Внутренний диаметр от 400 до 1600 мм, длина изделий — 2500, 3500 и 5000 (мм);
  • ступенчатые с подошвой (ТСП), внутренний диаметр от 400 до 1600 мм, длина конструкций — 2500, 3500 и 5000 (мм);
  • с буртиком на стыковой поверхности (ТБ), для уплотнений используется резиновое кольцо, внутренний диаметр от 400 до 1600 мм, вариант длины всего один – 5000 мм;
  • с буртиком и подошвой (ТБП), внутренний диаметр от 1000 до 2400 мм, варианты длин 3000, 4500 и 5000 мм;
  • фальцевого типа (ТФП), оснащаются подошвой, для уплотнения соединений используются герметики, внутренний диаметр от 1000 до 2400 мм, варианты длин 3000, 4500 и 5000 мм.

Типы изделий

Существует три типа безнапорных труб, различающиеся только глубиной засыпки грунтом, в (м): 2, 4, 6. Для увеличения несущей способности используется армирование, размеры при этом не меняются.

Напорные трубы из железобетона

Среди напорных труб, имеющих круглое сечение, можно выделить:

  • раструбные, для уплотнения используют прорезиненные кольца, внутренний диаметр от 300 до 2400 мм, варианты длин — 2500, 3500, 5000 и 5900 мм;
  • ТНП – ТН с полимерным сердечником. Внутренний диаметр от 400 до 1200 мм, вариант длины один – 5000 мм;
  • ТНС – ТН со стальным сердечником. Внутренний диаметр от 2500 до 6000 мм, варианты длины – 5000 и 10000 мм.

Кроме того, промышленность выпускает трубы:

  • низконапорные (не более 10 атм.);
  • средненапорные (не более 15 атм.);
  • высоконапорные (до 20 атм.).

Преимущества

Если сравнивать железобетонные изделия с обычными трубами, они имеют перед последними ряд неоспоримых плюсов:

  1. Низкая цена, которая объясняется недорогим процессом их изготовления и не требует больших затрат. Поэтому заводы устанавливают на свою продукцию небольшую наценку, чтобы как можно больше потребителей могли приобрести железобетонные конструкции достойного качества по приемлемой стоимости.
  2. Надежность и прочность уже доказаны в процессе их эксплуатации, когда изделия смогли выдержать большие нагрузки. Если не нарушены правила изготовления и инструкция по монтажу, конструкция прослужит на участке более полувека.
  3. Универсальность ж/б труб также не вызывает сомнений. Их можно использовать для выполнения различных работ, которые связаны с ремонтом или строительством, прокладывать трубопроводы на разной глубине.
  4. Стойкость к повреждениям у изделий благодаря сочетанию бетона и стальной арматуры, что позволяет им не деформироваться, отличаться устойчивостью к коррозии и колебаниям температуры. Перевозка изделий не отличается сложностью.
  5. Легкость монтажа обеспечивается с помощью уплотнительных колец, существенно сокращая затраты трудового времени на проведение работ и позволяя отказаться от применения других материалов при соединении швов.

Недостатки

Главным же недостатком их можно назвать большую массу, поэтому своими руками их не устанавливают. Они требуют привлечения спецтехники для укладки, что связано с большими затратами на транспортировку.

Полезно знать

В заключение хочется рассказать о новой старой технологии, которая была разработана еще в 1932 году в СССР. Речь идет о строительстве каркасных зданий с помощью трубобетона. Она дает возможность сократить в 2 раза затраты и скорость возведения объектов.

Первооткрывателем данного метода был профессор Гвоздев. Однако дальше разговоров у нас технология не пошла, и теперь ее плодами пользуются многие страны, с успехом возводя высотные здания с минимальными тратами.

Данный материал был посвящен трубам из бетона и железобетона. Вы узнали, как они производятся, их характеристики, маркировку и использование. Например, что бетонные трубы большого диаметра часто применяют для подачи воды в большие города.

Стоимость изделий дает им возможность конкурировать в некоторых случаях с металлическими или пластиковыми. Видео в этой статье поможет найти вам дополнительную информацию по этой тематике.

Использование труб из бетона

При строительных или хозяйственных работах любой сложности, как на загородном участке, так и на большом строительном участке, всегда находят применение бетонные трубы. Они используются как для транспортировки жидких веществ (что позволяет применять их при строительстве канализационных, дренажных, хозяйственных и ливневых систем), так и для прокладывания различного вида коммуникаций и устроения автомобильных магистралей и железнодорожных путей.

Схема устройства канализации из бетонных труб.

Особенности бетонных изделий

Бетонные трубы являются приоритетными направлениями в работе заводов железобетонных изделий.

Они наиболее востребованы в промышленном строительстве, и в других, не менее важных, отраслях.

Безнапорные бетонные трубы: пример размеров.

Можно выделить несколько основных видов:

  • безнапорные;
  • с малым напором;
  • напорные.

При изготовлении всех видов используется собственно бетон и обязательная арматура. Так, безнапорные трубы армируются сталью высокой прочности, относящейся к классам АI или АII. Бетон для изготовления любых видов труб, как ЖБИ, используется повышенной прочности. Это предотвращает коррозию в течение нескольких лет. Коррозия возникает при размывании водой некоторых составляющих бетонных труб, так что постепенно система приходит в негодность и требует либо замены, либо капитального ремонта.

Состав бетонных систем

В состав напорных труб входят обязательно:

  • проволока гладкая с высокой прочностью;
  • периодический профиль;
  • арматурные «пряди», еще более усиливающие конструкцию.

Схема монтажа бетонных труб.

Кроме того, безнапорные системы бывают повышенной прочности – для безопасного прохождения по ним агрессивных жидкостей любого типа. Для защиты от негативных воздействий при производстве труб применяется бетон с дополнительными примесями для повышения прочности.

Для изготовления бетонных труб применяется специальная форма, имеющая «сердечник» и наружный кожух, который состоит из нескольких частей. Эти детали скрепляются между собой болтами-пружинами, позволяющими кожуху принимать на себя большое давление.

«Сердечник», как правило, закрывают чехлом из резины. В форме устанавливается металлический каркас. Поверх формы накладывается специальное центрирующее кольцо. Производство непосредственно бетонных труб проводится с помощью специальных бетонных укладчиков.

Конструкции делятся на категории по типу залегания в почве:

  1. На глубине около 3 метров;
  2. На глубине около 4 метров;
  3. на глубине около 6 метров.

Схема-пример использования бетонных труб.

Для прокладывания железобетонных системна больших глубинах выбираются материалы повышенной прочности. Вкупе с методом быстрого и равномерного уплотнения при производстве на армированный «костяк» это дает уникальную возможность использовать подобные конструкции в экстремальных температурных условиях.

Труба бетонная безнапорная выпускается со специальным раструбом с одной стороны – для легкой стыковки деталей. Это позволяет выстраивать различные дренажные и канализационные системы необходимой длины.

Бетонные трубы делятся на изделия длиной в 250 см или 500 см. Использование длинных вариантов гораздо экономичнее при реализации спроектированных систем, располагающихся в почве.

В отличие от полимерных или металлических, диаметр таких изделий может иметь более широкие колебания – от 400 до 2400 см. Это позволяет устраивать трубопровод для различных объемов транспортирования вещества.

Использование подобных конструкций

Схема выгребной ямы из бетонных колец.

Как правило, бетонные трубы используются для транспортировки различных жидкостей (бытовых отходов, сточных вод, канализации) путем самотека. Это означает, что массы двигаются по конструкции не под давлением, а произвольно. Для этого трубопроводу требуется правильно рассчитать угол уклона. Он зависит как от диаметра изделий, так и от объема стока.

Такие транспортные и канализационные системы при монтаже требуют наличие тяжелой строительной техники для их укладки. Кроме того, поверхность, на которую укладывают безнапорные конструкции для прокладывания наружной подземной системы, должна быть сама забетонирована.

При стыке таких железобетонных элементов стыки стыкуются с зазорами – следовательно, их необходимо обработать специальным герметиком.

После закладки на необходимую глубину (для каждого типа есть свой максимальный уровень расположения под землей – от 2 до 6 метров) следует засыпать смонтированную канализационную систему следующими материалами:

  • при проведении трубопровода на глубине 2 метра – это может быть как щебень, так и грунт, так как такие изделия не имеют повышенной прочности;
  • при проведении трубопровода на глубине 6 метров.

В основном, эти трубы изготавливаются из материалов более высокой прочности, и варианты засыпки трубопровода уже не имеют значения.

Железобетонные трубы, основные виды, типы, ГОСТ, размеры и монтаж

Определение и назначение

ЖБИ представляют собой сложные инженерные сооружения, которые обрели широкую сферу применения в жилом, сельскохозяйственном и промышленном строительстве. Сегодня они созданные на базе высокоэффективных технологий ничем не уступают своим пластиковым и чугунным аналогам. Более того, такие изделия привлекают возможность сэкономить в жилом, сельскохозяйственном и промышленном строительстве объектов.

Качественные способны прослужить свыше 70 лет. При этом такие товары не подвержены бактериальному воздействию, не боятся жары, засухи, влаги и морозов. На данный момент они широко применяются в следующих областях:

  • В частном строительстве сооружений;
  • В промышленном производстве оградительных элементов, опор и т.п.;
  • В обустройстве участков;
  • В создании канав, ливневых систем, коллекторов;
  • В изготовлении канализационных отводов;
  • Для создания стоков.

Выбор таких подходящих изделий зависит от назначения, размеров и сложности установки.

Трубы бетонные канализационные раструбные

Трубы бетонные для канализации

Современные обладают пропускным диаметром от 100 до 2400 миллиметров. При этом значение данного параметра непосредственно зависит от размеров, назначения и их типа. Еще одной важной их характеристикой считается стойкость к агрессивным средам. Чтобы улучшить это свойство современные производители стройматериалов добавляют в бетонную смесь различные присадки. Такие компоненты позволяют улучшить сопротивляемость к кислотам и щелочам. Собственно по этой причине используют для изготовления не только коммунальных, но и промышленных стоков.

Учитывая широкую сферу применения указанной продукции, становится ясно, что они должны располагать высокой прочностью, чтобы выдерживать линейные нагрузки. Они выдерживают внутреннее давление от 0,1 МПа до 2 МПа.

Выбирая, следует учитывать, что сегодня производители предлагают несколько вариантов стыков. В частности, их можно устанавливать в раструб или в фальцы. При этом сегодня их все можно условно поделить по сфере применения на напорные и безнапорные изделия. Первый вариант изготавливается либо из чистого бетона, либо с примесями полимеров и стальных вставок. Втулки, сделанные из пластика или стали призваны обеспечить большей устойчивостью к агрессивным средам применения.

Разновидности и размеры определяются по ГОСТ 22000-86.

Основные виды бетонных труб

  • ТБ;
  • ТБС;
  • ТБФ;
  • ТБПФ;
  • ТБПС.

Типы бетонных труб

Разновидность железобетонных труб типы и виды

  1. Раструбные канализационные со стыковыми соединениями (ТБ).

Такие изделия отличаются тем, что один из их концов несколько расширен. Они относятся к безнапорным. Они предназначены для работы с неагрессивной жидкостью, температура которой не должна превышать 400 градусов. Данные изделия уплотняют при помощи колец, герметика или ударопрочных материалов. Что касается способа установки, то монтаж осуществляется встык. В свою очередь ТБ по государственному стандарту делятся на:

  • Т-цилиндрические;
  • ТБ с резиновыми кольцами и упорным бортиком;
  • ТС цилиндрические со ступенчатой поверхностью;
  • ТФП цилиндрические.
  1. ТБС раструбные канализационные:

Данная разновидность относится к безнапорному типу. Изделия, входящие в состав этой группы, как правило, имеют внутренний диаметр стенок – 400 миллиметров. При этом их длины могут достигать 2500 миллиметров. Чаще всего ТБС эксплуатируют для возведения хозяйственно-бытовых канализационных сетей. Производятся эти разновидности посредством виброгидропрессования. Собственно, применение данной технологии и обусловлены высокие технические характеристики.

  1. ТБФ фальцевые цилиндрические трубы:

Диаметр раструбных такого типа может колебаться от 400 до 2400 миллиметров. При этом их при выборе таких изделия важно учитывать и другие параметры. В частности, если вас интересуют диаметром в 1600 миллиметров, то по несущей способности ТБФ могут иметь 2 марки в зависимости от площади сечения. Этот параметр определяется по высоте засыпания трубопровода. Трубы диаметром свыше 1600 миллиметров используют при высоте засыпки не более 4 метров. Работая с ТБФ очень важно установить основание по всей высоте грунтом, дополненным послойным уплотнителем.

  1. ТБПВ фальцевые трубы с подошвой:

Бетонные фальцевого типа, оснащенные подошвой относятся к безнапорным изделиям, которые применяют для проведения трубопровода под землей. Раструбные решения предусматривают использование специальных муфт, которые предназначены для упрощения установки материалов. К достоинствам ТБПВ следует отнести возможность установки на неровной поверхности.

  1. ТБПС трубы, соединения которых уплотнены резиновыми вставками:

Этот вид производится согласно ГОСТу 20054. Речь идет о цилиндрических раструбных изделиях, имеющих подошву и стыковую поверхность. На их концах имеются специальные втулки, упрощающие монтаж изделий и обеспечивающие конструкции долговечность. Для лучшей устойчивости изготовители дополняют ТБПС специальными резиновыми кольцами.

  1. 6. Труба бетонная в канаву на заезд:

Диаметр таких может варьироваться от 400 до 2400 миллиметров. Поверхность втулочного конца может быть оснащена кольцами с резинкой. Это обеспечивает изделиям большую плотность и износостойкость.

Трубы бетонные канализационные в свою очередь делятся на:

  • трубы бетонные безнапорные
  • трубы бетонные дорожные
  • прямоугольные бетонные трубы

Монтаж бетонных труб — видео

Следует сразу отметить, что установка канализационных труб является сложным процессом, требующим использования специального оборудования, определенных познаний и навыков. По этой причине лучше обратиться к профессионалам, которые имеют опыт в этой работе, чем пытаться самостоятельно произвести монтаж.

При прокладке канализационных сетей следует учитывать, что муфта бетонных конструкций монтируются в изначальное положение так, чтобы торец совпадал с меткой. При этом если изделия оснащаются кольцами с резинкой, то они должны находиться максимально близко к кольцам муфты. Последние, в свою очередь должны находиться в конической муфтовой щели и заходить заподлицо. Чтобы завести их в указанное место следует использовать конопатку.

После выполнения вышеуказанных действий на окончание второй трубы необходимо добавить дополнительное резиновое кольцо. Желательно, чтобы оно размещалось недалеко от торца. После этого при помощи специального инструмента муфту продвигают к стыкуемой трубе строго по направлению. Параллельно этому действию необходимо произвести закатку кольца на первой трубе. По этой причине монтаж канализации необходимо осуществлять группе специалистов. Самостоятельно справиться с этой задачей физически нереально.

После того, как муфта достигнет отметки на другой канализационной трубе в щель нужно поместить второе резиновое кольцо. Это обеспечит должную водонепроницаемость, которая необходима для правильного расположения колец в стыках. Если добиться этого качества не удастся, трубы прослужат не долго.

Трубы из бетона

Бетон является распространенным строительным материалом. Вместе с тем? он используется в качестве основы для создания элементов канализующих систем, по которым перекачиваются различные, в том числе и агрессивные жидкости. Бетонные трубы обладают гладкой внутренней поверхностью, они прочные, устойчивые к воздействиям и чрезвычайно долговечные.

Преимущества и недостатки

Трубы из бетона обладают высоким сопротивлением к коррозии и химически агрессивным составам. Они способны выдерживать нагрузки, которые запредельны для вариантов из полимеров. Им присуща механическая прочность, которой не обладают керамические трубопроводы. Бетонные продуктопроводы в тяжелых условиях эксплуатации обладают высокой удельной прочностью, стойкостью к длительному переменному воздействию влаги и температур, конструкционной стойкостью к формированию трещин, деформациям и изгибанию, а также водонепроницаемостью. Бетонная труба не зарастает (более 50 лет), так как обладает гладкой плотной износостойкой поверхностью.

Нормативная точность изготовления позволяет герметично стыковать элементы канализующих систем. Использование специальных резиновых уплотнителей обеспечивает снижение трудоемкости работ и расходов на монтаж. Значительный вес труб из искусственного камня позволяет им с успехом противостоять выталкивающим силам, которые воздействуют на них во время оттепелей, паводков и пучений грунтов в морозы.

Тяжелые марки бетонов (от В30 и выше) обеспечивают высокие параметры морозостойкости (от F50 до F300) и водостойкости (от W4 до W6) продукции. Также эти трубопроводные изделия не горят и не плавятся. Длительность непрерывной эксплуатации таких трубопроводов составляет более 100 лет. К недостаткам следует отнести значительный вес и недостаточную прочность по сравнению с продукцией из железобетона.

Для чего предназначаются?

Основная сфера применения — формирование заглубленных до 10 метров трубопроводов, канализующих жидкости различного назначения и агрессивности. Это могут быть дренажные, водопроводные, хозяйственные, производственные, канализационные, ливневые и мелиоративные системы. Также в трубах могут «запираться» подземные реки. Такие самотечные и напорные коллекторы могут проходить под автомобильными, железнодорожными путями.

Трубы дорожные железобетонные используются для устроения проходных гидротехнических и инженерно-технических пересечений в насыпях под полотном транспортных магистралей. Также трубами из бетона оснащаются инженерные сети мостов, зданий. В бетонном микротоннеле, образованном ими, могут размещаться кабельные сети и трубопроводные коммуникации, в том числе и водоотведения.

Бетонным трубам придают нагрузочную прочность, которая определяет возможную степень их заглубления (5 классов нагрузки для глубины 2/4/6/8/10 метров соответственно). Из них формируют напорные (под давлением) и безнапорные (самотечные) трубопроводы. Также продукция различается формами поперечного сечения, длиной, конструкциями стыковочных узлов, диаметром, вложенными внутрь материалами.

По методу стыкования изделия подразделяются на фальцевые и раструбные. Трубой большого диаметра считается продукция с сечением до 550 см, а малого — от 50 см до 110 см. Герметичность соединения элементов бетонного трубопровода обеспечивают герметики, резиновые уплотнительные кольца, битумированная пенька, специальные конструкции на концах.

В них транспортируются жидкости под давлением, создаваемым насосными станциями. Часто — это трубопроводы канализации и водоснабжения с высокой пропускной способностью. По величине давления, для которого предназначена бетонолитная труба, их подразделяют на высоконапорные (до 25 атм.), средненапорные (до 20 атм.), низконапорные (до 10 атм.).

Материал, способный длительное время работать при таких давлениях — портландцемент от М400 и выше. Конструкция изделий бывает и раструбной, и цилиндрической. В раструбной круглой трубе могут стоять полимерные и стальные сердечники. По ним допускается перегонять жидкие слабоагрессивные компоненты, нагретые до 400 град.

Безнапорные

В них жидкости движутся самотеком за счет уклона, создаваемого при проектировании трасс. Часто — это трубопроводы подземных вод, бытовой и ливневой канализации. Системы формируются трубой фальцевого или раструбного типа. Вяжущая основа бетона — шлакопортландцементы, быстротвердеющие и обычные портландцементы, сульфатостойкие и специальные стойкие к коррозии компоненты.

Состав бетонных систем

Место установки составных элементов трубопроводных систем — траншея, профиль которой обеспечивает проектный уклон. Формирование трубопровода предусматривает создание смотровых колодцев через 50 – 100 метров. Бетонолитная труба стыкуется с другими подобными компонентами подвижным или жестким образом через торцевой раструб или фальцевый профиль. Резиновые кольцевые уплотнители обеспечивают гибкое соединение. Бетонное изделие фиксируется к системе неподвижно, когда применяются герметики и битумированная пакля. В последнем варианте стыкования используются фиксирующие цементные растворы.

Маркировка и размеры

Бетонную трубу маркируют цифро-буквенным кодом, к примеру, ТБ 60.20-2. Буквы определяют тип трубы, первая цифра — внутренний диаметр (см), вторая цифра — длина (дм). После дефиса указан класс нагрузки. Так, маркировка ТБ 60.20-2 означает: раструбная цилиндрическая труба, которая имеет стыковое соединение, уплотняемое герметиками. Ее внутренний диаметр — 60 см, длина — 200 см, имеет второй класс по несущей нагрузке, применяется в обычных условиях.

Последней в маркировке может быть указана дополнительная информация об условиях применения изделия. К примеру, для экстремальных сред используются бетоны различной плотности: нормальной — «Н», повышенной — «П», особой — «О».

Пригодность к виду среды характеризуют признаки: кислотная — «К», щелочная — «Щ» и пр. Таким образом, фрагмент трубопровода с маркировкой ТБС 100.20-1-ПЩ — это раструбная круглая труба, имеющая ступенчатую стыковку поверхностью втулочного среза трубы, которая уплотняется кольцами из резины. Ее диаметр — 100 см, длина — 200 см, первая группа нагрузочной способности. Произведена из бетона повышенной плотности, через нее может прокачиваться щелочная среда средней агрессивности.

Длина и диаметр изделий зависят от типа единицы продукции. К примеру, трубы типа ТФП (с подошвой для сопряжения встык) для проходов от 1 до 1,6 м имеют длину 500 см, для прохода 2 м — 450 см, а для диаметра 240 см — 300 см. Изделия типа ТС (со ступенчатой поверхностью стыка) выпускаются длиной 250 см и 500 см в случаях, когда внутренний диаметр составляет 40, 50 и 60 см, а продукция длиной 350 см и 500 см выпускается диаметром 80 – 160 см.

Заключение

Трубопроводы из бетона имеют прочные и герметичные конструкции, которые надежно эксплуатируются в течение многих десятилетий. Безаварийное применение труб обеспечивается соответствием между их предназначением и условиями использования.

Трубы бетон

Трубы длиной 2,5 метра
в наличии

ТС 40.25-3 — 3 360,00
ТС 50.25-3 — 3 900,00
ТС 60.25-3 — 5 950,00
ТС 80.25-3 — 8 128,00
ТС 100.25-3 — 13 240,00

Цена указана с учетом доставки по Москве при условии полной загрузки автомашины.

ООО «Современные Бетонные Технологии» с гордостью, предлагает трубы железобетонные безнапорные раструбные с круглыми отверстиями типа ТБ, Трубы железобетонные изготовленны из тяжелого бетона класса по прочности на сжатие В30 – В40, марки по водонепроницаемости W4-W6, марки по морозостойкости F200, полезной длиной от 2 000 мм – до 5 000 мм, с внутренним проходным отверстием от ø 300 мм до ø 2 000 мм. Трубы железобетонные безнапорные раструбные удовлетворяют техническим требованиям ГОСТ 6482-88. Данная продукция изготовлена на современном немецком оборудовании с применением новейших технологий и соответствует высочайшему качеству исполнения. Продукция сертифицрована!

Для скачивания

  • Трубы железобетонные безнапорные раструбные тип ТБ ГОСТ 6482-88 (PDF, 0,2 МБ)

В таблице приведены нормы загрузки железобетонных труб при условии привлечения стандартного грузового автомобильного транспорта грузоподъемностью 18-20тн, а также согласованные с ОАО «РЖД» железнодорожные нормы загрузки одного полувагона.

Трубы типа ТБ – поставляются в комплекте с резиновыми уплотнительными кольцами. Применение резиновых колец способствует сокращению срока монтажа, а так же исключает финансовые затраты связанные с использованием дополнительных материалов для зачеканки швов, увеличивает герметичность трубопровода. Резиновое кольцо монтируется на втулочное окончание ж/б трубы, при стыковке следующего звена трубы происходит защемление кольца (резинового уплотнителя), что обеспечивает наивысшую герметичность трубопровода.
Посмотреть схему монтажа труб ТБ

Данные железобетонные трубы являются эталоном ЖБИ изделий:

  • Строгое соблюдение всех этапов производственных работ
  • В производстве используются высококачественное сырье (гранитный щебень)
  • Идеальная геометрия раструбного соединения, внутренняя сторона раструба подвергается шлифовке, что существенно облегчает монтаж труб.
  • Прочностные характеристики превышают требования ГОСТ 6482-88
  • Высокие производственные мощности. Предприятие специализируется на производстве железобетонных труб
  • Трубы поставляются в комплекте с резиновыми уплотнительными кольцами
  • Продукция сертифицирована

Железобетонные раструбные трубы можно разделить на три основные группы: безнапорные раструбные трубы, напорные раструбные трубы, трубы для дорожного строительства.

Трубы железобетонные безнапорные предназначены для прокладки подземных трубопроводов, транспортирующих самотеком бытовые жидкости и атмосферные сточные воды, а также подземные воды и производственные жидкости, не агрессивные к железобетону. Они имеют наиболее широкую область применения. Данные трубы используют для строительства ливневой канализации при застройке новых микрорайонов, для возведения водоотводных сооружений на территории технопарков, логистических центров, промышленных предприятий. Основными преймуществами ж/б труб считаются: низкая стоимость, высокие прочностные характеристики, удобство монтажа, короткие сроки поставки, ассортимент продукции. Наиболее востребованными являются железобетонные раструбные трубы типа ТБ- труба ТБ 100.50-3 (длина 5,0м, диаметр 1000мм, толщина стенки-75мм), данные железобетонные трубы имеют наиболее привлекательную норму загрузки-5 штук в одной автомашине, иногда, данные трубы перевозят по 6 штук в одной автомашине, что существенно увеличевает конкурентноспособность цены данного изделия. Для примера, обычные ж/б трубы Т100.50-2 или трубы Т100.50-3 , обычно транспортируют по 2 штуки в автомашине. железобетонные трубы большых диаметров – трубы ТБ 120.50-3, труба ТБ 140.50-3, водопропускные трубы ТБ 160.50-3 перевозят (доставляют) по две штуки в одной автомашине.

Стоимость труб железобетонных остается существенно ниже стоимости из альтернативных материалов на протяжении многих лет. Наибольшая разница в цене за погонный метр труб становится заметна при сравнении стоимости труб крупного диаметра от 600мм и выше. Железобетон-считается основным строительным материалом. Ввиду наличия множества предприятий производителей ЖБИ, жесткой конкуренции данного сегмента рынка – цена на железобетонные изделия не когда не будет завышенной.

Стандартные трубы железобетонные способны выдерживать серьезные нагрузка на протяжении всего срока службы. Срок службы раструбных расчитан на более чем 50 лет. В зависимости от степени армирования, железобетонные трубы прокладывают на глубене до шести метров от верхней части трубы. ЖБИ трубы с маркировкой по степени нагрузки – 2, допускают к применению на глубене четырех метров, а с маркировкой-3, это более усиленные трубы – до шести метров от верха трубы. Бетон и жесткая арматура делают ЖБИ трубы весьма прочным и надежным строительным материалом. Железобетонные трубы не деформируются в процессе эксплуатации и сохраняют прочность конструкции водопропускного сооружения на протяжении максимольно длительного срока. Большенство проектных институтов останавливаются на железобетонных трубах при выборе материала для строительства водопропускных сооружений.

Удобство монтажа ж/б труб. Трубы железобетонные раструбные укладывают открытым способом. Современные технологии производства железобетонных раструбных труб позволяют производить продукцию высокого качества. Ж/б трубы не деформируются при транспортировке на строительный объект, имеют идеальную геометрию раструбных соединений, просты в монтаже. Для удобства монтажа и увеличения герметичности трубопровода используют резиновые уплотнительные кольца. Применение резиновых колец при монтаже бетонных труб существенно сокращает сроки работ и не требует использования дополнительных материалов для зачеканки швов. В настоящее время все больше и больше производителей ЖБИ труб предлагают продукцию в комплекте с резиновыми уплотнительными кольцами.

Короткие сроки поставки! Трубы железобетонные поставляются как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Благодаря своим характеристикам, развитию строительной отрасли, постоянно возростающему спросу на ж/б трубы – практически во всех регионах РФ освоено производство железобетонных труб. В настоящее время поставка бетонных труб возможна в любой регион России в максимально короткий срок.

Ассортимент продукции! Существует несколько основных методов производства раструбных труб. Раньше трубы производили методом центрифугирования, сейчас заводы ЖБИ производят продукцию методом вибропрессования. Это современная технология производства железобетонных труб позволяющая изготавливать большое количество продукции в смену, максимально высокого качества. Для повышения уровня конкурентноспособности предприятия ЖБИ постоянно внедряют новые технологии. Бетонные трубы производятся в соответствии с ГОСТ 6482-88. Минимальное проходное отверстие водопропускной трубы соответствует 300мм., а максимальное – 2 000мм. Длины труб, в зависимости от оборудования установленном на предприятии варьируются от 2,5 метров до 6,0 метров.

* — Радиальный пресс — современное высокопроизводительное оборудование, предназначенное для производства бетонных труб с внутренним проходным отверстием от ø 300 мм до ø 1 200 мм, длиной 2,5 м.
Радиальное прессование (метод изготовления), позволяет производить большое количество высококачественной продукции в кратчайшие сроки.

Производственные мощности предприятия-производителя способны удовлетворить потребности любого крупномасштабного строительства.

По несущей способности железобетонные безнапорные трубы делятся на три основных класса прочности:

  • 1 группа — применяются, при условии засыпки грунтом до 2-х метров до верха трубы;
  • 2 группа — до 4-х метров от верха трубы;
  • 3 группа — до 6-ти метров от верха трубы.

Увеличение несущей способности достигается путем изменения армирования труб (усилением), габаритные размеры ж/б труб (толщина стенки и т.д.) при этом остаются неизменны.

Маркировка железобетонных труб включает в себя буквенное и числовое обозначение типа изделия, например – ТБ 100.50-3

ТБ 100.50-3 – обозначение труб железобетонных раструбных, где:

  • ТБ — вид стыкового соединения (раструба);
  • 100 — диаметр условного прохода в см, в данном случае — ø 1000мм;
  • 50 — полезная (рабочая) длина трубы в дм, в данном случае – 5,0 м.
  • 3 — соответствие группе по несущей способности, в данном случае «3» т.е. данные трубы допускают к применению, если высота насыпи до верха трубы не будет превышать 6-ти метров.

ГОСТ 22000-86. Трубы бетонные и железобетонные

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ТРУБЫ БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ

Типы и основные параметры

Concrete and reinforced concrete pipes.

Types and basic parameters

Дата введения 1986-07-01

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 30 декабря 1985 г. N 272

ВЗАМЕН ГОСТ 22000-76

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 1989 г.

1. Настоящий стандарт распространяется на сборные бетонные и железобетонные трубы, изготовляемые различными способами, и предназначенные для прокладки подземных безнапорных и напорных трубопроводов, транспортирующих жидкости.

Стандарт устанавливает типы, основные размеры и параметры труб, которые следует предусматривать в разрабатываемых новых и пересматриваемых действующих стандартах, технических условиях и проектной документации на трубы конкретных типов.

Стандарт не распространяется на водопропускные трубы, укладываемые под насыпями автомобильных и железных дорог, и дренажные трубы.

Применяемые в стандарте термины и их пояснения приведены в справочном приложении.

2. Трубы в зависимости от расчетного режима работы транспортируемой жидкости в трубопроводе подразделяют на безнапорные и напорные.

2.1. Безнапорные трубы подразделяют на следующие типы:

Т – цилиндрические раструбные с круглым отверстием и стыковыми

соединениями уплотняемыми герметиками или другими

ТП – то же, с подошвой;

ТС – цилиндрические раструбные с круглым отверстием, со

ступенчатой стыковой поверхностью втулочного конца трубы и

стыковыми соединениями, уплотняемыми при помощи резиновых

ТСП – то же, с подошвой;

ТБ – цилиндрические раструбные с круглым отверстием, с упорным

буртиком на стыковой поверхности втулочного конца трубы и

стыковыми соединениями, уплотняемыми при помощи резиновых

ТБП – то же, с подошвой;

ТФП – с подошвой, фальцевые, с круглым отверстием и стыковыми

соединениями, уплотняемыми герметиками или другими

ТО – то же, с овоидальным отверстием;

ТЭ – то же, с эллиптическим отверстием.

2.2. Напорные трубы подразделяют на следующие типы:

ТН – цилиндрические раструбные с круглым отверстием и стыковыми

соединениями уплотняемыми при помощи резиновых колец;

ТНП – то же, с полимерным сердечником;

ТНС – то же, со стальным сердечником.

2.3. Условные обозначения типов бетонных труб (в отличие от железобетонных) дополняют прописной буквой “Б” перед буквой “Т”.

3. Диаметр условного прохода и полезная длина труб с круглым отверстием должны соответствовать указанным в табл. 1.

Тип трубы ¦ Типоразмер трубы ¦ Диаметр условного ¦Полезная длина

¦ ¦ прохода трубы, мм ¦ трубы, мм

Бетонные безнапорные трубы

БТ ¦ БТ10.10 ¦ 100 ¦ 1000

¦ БТ20.15 ¦ 200 ¦ 1500

¦ БТ30.20 ¦ 300 ¦ 2000

¦ БТ60.25 ¦ 600 ¦ 2500

БТС и ¦ БТС30.20 ¦ 300 ¦ 2000

БТСП ¦ БТС40.20 ¦ 400 ¦

¦ БТС60.25; БТСП60.25¦ 600 ¦

¦ БТС80.25; БТСП80.25¦ 800 ¦

Железобетонные безнапорные трубы

Т и ТБ ¦ Т40.50, ТБ40.50 ¦ 400 ¦

¦ Т50.50, ТБ50.50 ¦ 500 ¦

¦ Т60.50, ТБ60.50 ¦ 600 ¦

¦ Т80.50, ТБ80.50 ¦ 800 ¦ 5000

ТП и ТБП ¦ ТП100.50,ТБП100.50 ¦ 1000 ¦

¦ ТП120.50,ТБП120.50 ¦ 1200 ¦ 5000

¦ ТП200.45 ¦ 2000 ¦ 4500

¦ ТП240.30 ¦ 2400 ¦ 3000

ТС и ТСП ¦ ТС40.25 ¦ 400 ¦ 2500

¦ ТС50.25 ¦ 500 ¦ 2500

¦ ТС60.25 ¦ 600 ¦ 2500

¦ ТС80.35 ¦ 800 ¦ 3500

¦ ТС100.35, ТСП100.35¦ 1000 ¦ 3500

¦ ТС120.35, ТСП120.35¦ 1200 ¦ 3500

¦ ТС120.50, ТСП120.50¦ ¦ 5000

¦ ТС140.35, ТСП140.35¦ 1400 ¦ 3500

¦ ТС140.50, ТСП140.50¦ ¦ 5000

¦ ТС160.35, ТСП160.35¦ 1600 ¦ 3500

¦ ТС160.50, ТСП160.50¦ ¦ 5000

ТФП ¦ ТПФ100.50 ¦ 1000 ¦

¦ ТФП120.50 ¦ 1200 ¦ 5000

¦ ТФП200.45 ¦ 2000 ¦ 4500

¦ ТФП240.30 ¦ 2400 ¦ 3000

Бетонные напорные трубы

БТН ¦ БТН10.10 ¦ 100 ¦ 1000

¦ БТН25.20 ¦ 250 ¦ 2000

¦ БТН50.25 ¦ 500 ¦ 2500

Железобетонные напорные трубы

ТН ¦ ТН30.25 ¦ 300 ¦ 2500

¦ ТН50.25 ¦ 500 ¦ 2500

¦ ТН60.25 ¦ 600 ¦ 2500

¦ ТН80.35 ¦ 800 ¦ 3500

¦ ТН100.35 ¦ 1000 ¦ 3500

¦ ТН120.35 ¦ 1200 ¦ 3500

¦ ТН160.50 ¦ 1600 ¦ 5000

Железобетонные напорные трубы с полимерным срдечником

ТНП ¦ ТНП40.50 ¦ 400 ¦

¦ ТНП60.50 ¦ 600 ¦ 5000

Железобетонные напорные трубы со стальным седечником

ТНC ¦ ТНC25.50 ¦ 250 ¦ 5000

¦ ТНC30.50 ¦ 300 ¦ 5000

¦ ТНC40.50 ¦ 400 ¦ 5000

¦ ТНC50.50 ¦ 500 ¦ 5000

¦ ТНC60.50 ¦ 600 ¦ 5000

1. Допускается принимать трубы всех типов большей полезной длины, чем указано в табл. 1. При этом их длину для труб диаметром условного прохода до 1600 мм включительно назначают кратной 500 мм, более 1600 мм – кратной 250 мм.

2. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается принимать:

трубы диаметрами условного прохода 1800 и 2200 мм, а также более 2400 мм для конкретных условий строительства трубопроводов;

внутренний диаметр труб, отличный от диаметра условного прохода трубы, указанного в табл. 1, до плюс 6% – для труб диаметрами до 600 мм включительно и до плюс 3% – для труб диаметрами более 600 мм.

3. Допускается до 1 января 1990 г. принимать внутренний диаметр напорных труб со стальным сердечником, отличный от диаметра условного прохода, указанного в табл. 1, до минус 7% – для труб диаметром 250 мм и до минус 2% – для труб диаметром 300 мм и более.

3.1. Полезную длину железобетонных безнапорных труб типов ТС и ТСП, равную 2500 – 3500 мм, следует принимать только для труб, предназначенных к изготовлению по технологии, допускающей полную немедленную распалубку.

3.2. Железобетонные напорные трубы типа ТН предусматривают с ненапрягаемой или напрягаемой арматурой. Предварительно напряженные трубы должны быть полезной длиной не менее 5000 мм.

3.3. Размеры стыковых поверхностей труб, соединяемых на резиновых кольцах круглого сечения, должны обеспечивать:

величину кольцевого зазора с учетом допускаемых отклонений диаметров рабочей части стыка в пределах (в процентах от диаметра сечения резинового кольца):

60 – 75 – для безнапорных труб,

50 – 70 – для низконапорных труб (п. 5),

40 – 65 – для средне- и высоконапорных труб;

угол поворота трубопровода в стыковом соединении труб не менее 1°30’;

удлинение резинового кольца при натяжении на 8 – 15%;

длину рабочей части стыка, уплотняемого резиновым кольцом способом качения, не менее 3,5 диаметра сечения кольца.

3.4. Размеры резиновых колец круглого сечения в нерастянутом состоянии должны соответствовать указанным в табл. 2.

Диаметр ¦ Размеры резиновых колец для стыков труб, уплотняемых

трубы ¦ качения ¦ скольжения

¦Внутренний диа-¦Диаметр сече-¦Внутренний диа-¦Диаметр сече-

¦метр кольца ¦ния кольца ¦метр кольца ¦ния кольца

250 ¦ 264 ¦ 17 ¦ 240 ¦

400 ¦ 450 ¦ ¦ 380 ¦ 16

1000 ¦ 1035 ¦ ¦ 920 ¦ 16; 24

1200 ¦ 1230 ¦ ¦ 1140 ¦

1400 ¦ 1440 ¦ ¦ 1330 ¦ 24

1600 ¦ 1650 ¦ 30 ¦ 1520 ¦

2000 ¦ 2070 ¦ ¦ 1900 ¦ 30

2400 ¦ 2480 ¦ ¦ 2280 ¦

Примечание. Допускается до 01.01.90 применять резиновые кольца размерами, отличными от указанных в табл. 2, удовлетворяющие требованиям п. 3.3.

4. Безнапорные трубы подразделяют на три группы по несущей способности:

первую – при расчетной высоте засыпки грунтом 2 м;

вторую – при расчетной высоте засыпки грунтом 4 м;

третью – при расчетной высоте засыпки грунтом 6 м.

Допускается принимать железобетонные безнапорные трубы большей несущей способности для конкретных условий строительства трубопроводов.

4.1. Прочностные характеристики безнапорных труб должны обеспечивать их эксплуатацию при расчетной высоте засыпки (п. 4) в усредненных условиях, которым соответствуют:

основание под трубой – грунтовое плоское для цилиндрических труб диаметрами условного прохода до 500 мм включительно и труб с подошвой всех диаметров или грунтовое профилированное с углом охвата 90° для цилиндрических труб диаметрами условного прохода более 500 мм;

засыпка – грунтом плотностью 1,8 т/куб.м с нормальным уплотнением для цилиндрических труб диаметрами условного прохода до 800 мм включительно и труб с подошвой всех диаметров или повышенным уплотнением для цилиндрических труб диаметрами условного прохода более 800 мм;

временная нагрузка на поверхности земли А8 и НГ-60.

5. Напорные трубы в зависимости от значения расчетного внутреннего давления в трубопроводе подразделяют на группы и классы, указанные в табл. 3

Группа труб ¦ Низконапорные¦ Средненапорные¦ Высоконапорные

Класс труб ¦ Н1 ¦ Н3 ¦ Н5 ¦ Н10 ¦ Н10 ¦ Н20

нее давление, МПа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

(кгс/кв.см) ¦0,1(1)¦ 0,3(3)¦0,5(5)¦ 1,0(10)¦1,5(15) ¦2,0(20)

5.1. Напорные трубы в зависимости от их конструкции следует предусматривать следующих классов:

Н1 и Н3 – типа БТН и типа ТН с ненапрягаемой арматурой;

Н3 и Н5 – типа ТНП;

Н5 – Н20 – типа ТН с напрягаемой арматурой;

Н10 – Н20 – типа ТНС.

5.2. Прочностные характеристики напорных труб должны обеспечивать их эксплуатацию с расчетными внутренними давлениями для соответствующего класса при высоте засыпки над трубой 2 м в усредненных условиях укладки, которым соответствуют:

основание под трубой – грунтовое профилированное с углом охвата 90°;

засыпка – грунтом плотностью 1,8 т/куб.м с нормальным уплотнением;

временная нагрузка на поверхности земли НГ-60.

5.3. При условиях укладки напорных труб, обеспечивающих снижение значений внешних нагрузок на трубопровод, по согласованию потребителя с предприятием-изготовителем и проектной организацией – автором проекта трубопровода, допускается применять трубы классов Н1 и Н3 при внутреннем давлении, превышающем расчетные значения для каждого класса труб на 0,1 МПа (1 кгс/кв.см), и трубы классов Н5, Н10, Н15 и Н20 при внутреннем давлении, превышающем расчетные значения для каждого класса труб на 0,3 МПа (3 кгс/кв.см).

6. Коррозионную стойкость труб, предназначенных для эксплуатации в агрессивной среде, следует обеспечивать путем применения коррозионностойких материалов, выполнения конструктивных требований и технологических приемов (первичная защита), а также, при необходимости, путем защиты поверхностей труб (вторичная защита) согласно требованиям СНиП 2.03.11-85.

7. Стальные закладные изделия, предназначенные для устройства защиты трубопровода от электрокоррозии, вызываемой блуждающими токами, следует предусматривать:

во всех железобетонных предварительно напряженных напорных трубах независимо от условий их применения;

в остальных железобетонных безнапорных и напорных трубах – по требованию заказчика в соответствии с проектом защиты трубопровода от электрокоррозии.

8. Трубы следует обозначать марками в соответствии с требованиями ГОСТ 23009- 78.

Марка трубы состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных дефисами.

Первая группа содержит обозначение типа трубы и ее диаметр условного прохода в сантиметрах и полезную длину в дециметрах.

Во второй группе указывают:

группу по несущей способности безнапорных труб или класс напорных труб, обозначаемые арабскими цифрами;

обозначение класса напрягаемой арматуры (при необходимости);

применение напорной трубы при повышенном внутреннем давлении (п. 5.3), обозначаемое строчной буквой “у”.

В третью группу, при необходимости, включают дополнительные характеристики труб:

наличие закладных изделий для защиты железобетонных труб от электрокоррозии, обозначаемое строчной буквой “к”;

характеристики труб, обеспечивающие их стойкость при эксплуатации в агрессивной среде, например, показатели проницаемости бетона, обозначаемые прописными буквами: “Н” – нормальной, “П” – пониженной и “О” – особо низкой проницаемости;

особенности конструкции труб, вызванные технологией их изготовления.

Пример условного обозначения (марки) бетонной безнапорной трубы типа БТС, диаметром условного прохода 300 мм, полезной длиной 2000 мм, второй группы по несущей способности:

То же, железобетонной безнапорной трубы типа ТБП, диаметром условного прохода 1000 мм, полезной длиной 5000 мм, второй группы по несущей способности, имеющей закладные изделия для защиты от электрокоррозии:

То же, железобетонной предварительно напряженной напорной трубы типа ТН, диаметром условного прохода 1200 мм, полезной длиной 5000 мм, класса Н10, предназначенной для трубопроводов с внутренним давлением 1,3 МПа (13 кгс/кв.см):

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ,

Безнапорные трубы – трубы, предназначенные для сооружения трубопроводов, по которым транспортируют жидкости самотеком, неполным сечением (до 0,95 внутреннего диаметра трубы).

Напорные трубы – трубы, предназначенные для сооружения трубопроводов, по которым транспортируют жидкости под давлением.

Раструбные трубы – трубы, имеющие на одном конце раструб, а на другом конце втулочную часть, входящую в раструб при монтаже трубопровода.

Фальцевые трубы – трубы, имеющие по торцам взаимно сопрягаемые поверхности в пределах толщины стенки трубы.

Трубы с подошвой – трубы, имеющие в рабочем положении снизу плоскую или другого очертания подошву.

Трубы с сердечником – трубы, в стенке которых имеется водонепроницаемый, как правило, тонкостенный металлический или из другого материала сердечник.

Диаметр условного прохода трубы – геометрический параметр поперечного сечения трубы, равный диаметру условного круглого прохода (без учета допускаемых отклонений), по которому проводят гидравлический расчет трубопровода.

Полезная длина трубы – длина трубы, фактически учитываемая при монтаже трубопроводов.

Стыковые поверхности – поверхности концевых участков труб, взаимно сопрягаемые при монтаже трубопроводов.

Расчетное внутреннее давление – наибольшее возможное по условиям эксплуатации давление в трубопроводе без учета его повышения при гидравлическом ударе или с повышением давления при гидравлическом ударе (с учетом действия противоударной арматуры), если его повышенное давление в сочетании с другими нагрузками окажет на трубопровод большее воздействие.

Нормальное уплотнение грунта – уплотнение грунта засыпки на высоту не менее 200 мм над трубой путем послойного (не более 200 мм) требования, обеспечивающего уплотнение грунта с коэффициентом не менее 0,85 ( равен отношению проектной плотности скелета грунта к максимальной его плотности, полученной методами, оговариваемыми ГОСТ 22733-77).

Повышенное уплотнение грунта – уплотнение грунта засыпки на высоту не менее 200 мм над трубой путем трамбования, обеспечивающего уплотнение грунта с коэффициентом не менее 0,93.

Текст документа сверен по:

Госстрой СССР – М.: Издательство

Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строительство и ремонт
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться